Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Понятие о причастном обороте - ПРИЧАСТИЕ
Цели: дать понятие о причастном обороте; развивать логические способности учеников.
Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объяснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.
II. Изучение темы “Причастный оборот”
1. Наблюдения над текстом.
Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:
1) венчающая город башня;
2) кипящую смолу;
3) камни, пущенные с расстояния в двести метров;
4) стены и башни, поросшие мхом.
Ответим на вопросы:
- В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчающая); во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные; в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.)
- Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в двести метров; в 4-м: поросшие (чем?) мхом.)
Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.
- Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипящую.)
- Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми словами? (В 1-м словосочетании - перед определяемым словом, в 3-м и 4-м - после него.)
Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями.
Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения - определением.
- Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения - обстоятельством.)
2. Изучение теоретического материала учебника.
Чтение § 12 (с. 31-33).
3. Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания.
4. Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске.
Домашнее задание
1. § 12.
2. Упражнение 71 (сочинение-описание).