Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени - ПРИЧАСТИЕ

Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Чистка плиты и закопченной посуды - трудоемкое занятие.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 89: проверка “по цепочке”.

Дополнительные вопросы:

- Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.

- Образуйте краткую форму страдательных причастий.

III. Изучение темы “Действительные причастия настоящего времени”

1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два столбика (I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку: думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Выделить окончания глаголов.

2. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

думают

клеят

думающий

клеящий

бреют

гонят

бреющий

гонящий

лелеют

лечат

лелеющий

лечащий

сеют

любят

сеющий

любящий

каются

строят

кающийся

строящий

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения - гласную а (я).

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43), беседа по вопросам.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 90: комментированное письмо.

Комментарий, причастие не образуется от глагола построить (т. к. это глагол совершенного вида).

2. Упражнение 91: письменно; взаимопроверка.

3. Упражнение 92: устно.

4. Упражнение 93: письменно.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:

Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный.

В каком стиле преимущественно используются эти слова?

Домашнее задание

1. § 16.

2. Упражнение 94.






Для любых предложений по сайту: [email protected]