Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени - ПРИЧАСТИЕ

Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.

Вопросы:

- Что такое страдательные причастия?

- От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?

- Что такое переходные глаголы?

- Какие глаголы относятся к несовершенному виду?

- С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Глаголы (переходные несовершенного вида)

Спряжения

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Примеры





- Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

II. Выполнение упражнений

1. Упражнение 101.

Комментарий. Дополнительный вопрос:

- Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По вопросу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) - множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

2. Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант - нечетные слова, 2-й - четные).

3. Упражнение 103: самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

4. Развитие речи (синтаксическая синонимия).

Упражнения 104,105: устный разбор, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант - упражнение 104, 2-й - упражнение 105).

III. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два предложения с этим словом.

Отметим, что встречается это слово преимущественно в письменной речи, в произведениях художественного стиля.

Домашнее задание

1. § 18 (с. 48-49).

2. Упражнение 106: письменно.

3. Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту); записать предложения с прямой речью.






Для любых предложений по сайту: [email protected]