Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени - ПРИЧАСТИЕ
Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.
Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.
Вопросы:
- Что такое страдательные причастия?
- От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?
- Что такое переходные глаголы?
- Какие глаголы относятся к несовершенному виду?
- С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?
Глаголы (переходные несовершенного вида) |
Спряжения |
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени |
Примеры |
- Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)
II. Выполнение упражнений
1. Упражнение 101.
Комментарий. Дополнительный вопрос:
- Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По вопросу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) - множимом, снарядом (каким?) управляемым.)
Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).
2. Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант - нечетные слова, 2-й - четные).
3. Упражнение 103: самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
4. Развитие речи (синтаксическая синонимия).
Упражнения 104,105: устный разбор, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант - упражнение 104, 2-й - упражнение 105).
III. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два предложения с этим словом.
Отметим, что встречается это слово преимущественно в письменной речи, в произведениях художественного стиля.
Домашнее задание
1. § 18 (с. 48-49).
2. Упражнение 106: письменно.
3. Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту); записать предложения с прямой речью.