Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Морфологический разбор причастия - ПРИЧАСТИЕ
Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать навыки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: работа с учебником, пояснения учителя, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Повторение темы “Вводные слова”.
Записать предложения, определить значения и синтаксическую роль одинаковых слов. Объяснить орфограммы. Дать характеристику причастиям:
1) Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме.
Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.
2) Этот деревянный дом, пожалуй, построен лет двести назад.
Открывший мне дверь незнакомец пригласил: “Пожалуйте в гостиную, вас ждут”.
Комментарий. В первых предложениях каждой пары есть вводные слова (казалось, пожалуй), они не являются членами предложений.
Во вторых предложениях каждой пары эти слова - члены предложений: казалась бесконечной - часть сказуемого; пожалуйте - глагол-сказуемое в повелительном наклонении.
Причастия: затянувшейся, затянувшаяся, построен, открывший.
II. Чтение и анализ нескольких выборочных изложений
III. Изучение темы “Морфологический разбор причастия”
1. Слово учителя.
Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятельных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических признаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоятельно изучить порядок разбора причастия с помощью учебника.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (§ 23).
IV. Практические задания
1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные - в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор причастий.
Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.
2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфологический разбор причастий.
Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой прорезавшее лес. (Ю. Нагибин.)
Дополнительное задание:
- Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений, выраженных в основном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания согласных) с шипящими ш, ж, щи свистящими з, с, которые передают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)
V. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 64; составить с ними предложения. По словарю иностранных слов узнать о происхождении этих слов, найти общее значение.
Акварель, аквариум, акваланг.
Домашнее задание
1. § 23.
2. Упражнение 131.
3. Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.