Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Слитное и раздельное написание не с причастиями - ПРИЧАСТИЕ
Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, беседа по вопросам, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, неласковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение.
II. Изучение темы “Слитное и раздельное написание не с причастиями”
Слово учителя.
В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении, это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.
Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.
Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетрадях.
Случаи слитного написания не с причастиями:
1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.
- От какого слова образовано причастие? (От глагола “негодовать”.)
- Возможно ли употребление причастия без не! (Невозможно.)
Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.
- Подберите однокоренные слрва других частей речи. (Негодование, негодовать.)
2) Невыраженный признак, нерешённая задача.
- Есть ли при причастиях зависимые слова?
Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.
3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (Значения степени.)
Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно.
Случаи раздельного написания не с причастиями:
1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.
- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.
Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.
2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.
- Есть ли у причастий зависимые слова, т. е. образуют ли они причастные обороты?
Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно.
3) Реки ещё не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.
- В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)
- Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)
Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 132: комментированное письмо.
Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один ученик выполняет на доске, остальные - в тетрадях.
Элементы разговорного стиля - обращение, разговорные обороты, слова: через день-два, едва.
2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей проверкой “по цепочке”.
IV. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 65-66, в словарик; составить с ними словосочетания.
Выровненный, прекратить, претензия, претендовать.
Домашнее задание
1. § 24.
2. Упражнение 134.