Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Развитие речи. Подготовка к сочинению - описанию внешности человека (с использованием причастий) - ПРИЧАСТИЕ
Цели: совершенствовать умение учеников описывать внешность человека; развивать навыки монологической речи; развивать внимание учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра “Четвертый лишний”
Почёт, печёт, плечо, чётный. (Плечо - о после шипящей.)
Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный – е в суффиксе.)
Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный - одна н.)
Увешанная игрушками ель, туго закрученная гайка, быстро растраченные деньги, круто замешенное тесто. (Увешанная игрушками ель - а в суффиксе.)
Примечание. Если возникают другие варианты ответов, их можно обсудить, рассмотреть принцип выбора “четвертого лишнего”. Например, в 4-м задании: деньги - единственное существительное, имеющее форму только множественного числа.
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 141: комментированное чтение.
2. Подготовленный диктант (по упражнению 143).
III. Подготовка к сочинению
1. Слово учителя.
В начале учебного года мы уже делали подобную работу - рисовали словесный портрет. Сейчас наша задача усложняется. Кроме основных черт внешности, нас будут интересовать характерные особенности человека в разные моменты: когда он работает или отдыхает, когда радуется или огорчается, когда сердится, когда читает или смотрит телевизор и т. д.
2. Сообщения учеников: материалы к сочинению (по упражнению 145).
3. Устное рисование: описание внешности человека.
Описывается человек, знакомый большинству учеников. По описанию надо угадать, о ком идет речь.
4. Описание внешности в литературе.
- Какие описания внешности из прочитанных произведений вам запомнились? Перескажите эти описания.
- Угадайте героев и произведения, из которых взяты описания внешности.
Дополнительное задание: постарайтесь на слух обнаружить причастия в этих описаниях и определить их морфологические признаки.
“Худ, смугл, покрыт веснушками”. “Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив”. Его товарищ “пухл и бел”, “всегда веселый и разговорчивый”.
(Чечевицын и Володя, герои рассказа А.П. Чехова “Мальчики”. Краткое причастие - покрыт.)
“...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.
(Самсон Вырин, герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Полное страдательное причастие прошедшего времени - небритого.)
“Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-тo в поле не по нужде, а так, для забавы”.
(Федя, герой рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”. Полное страдательное причастие прошедшего времени (в роли прилагательного- определения) - полурассеянной.)
А вот описания других героев этого рассказа:
“Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать... Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно”.
(Костя. Краткое страдательное причастие - заострено; полное действительное причастие прошедшего времени - блестевшие.)
“...на вид было не более двенадцати лет”, “лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились”, “Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку”.
(Илюша. Полные страдательные причастия прошедшего времени (в роли прилагательного-определения) - вытянутое, сжатые, сдвинутые.)
Обратим внимание, что описание внешности является способом характеристики героев, что по внешности писатель угадывает черты характера и даже мысли.
IV. Подготовка черновых вариантов сочинений
Домашнее задание
1. Написать сочинение, используя разные виды причастий.
2. Подготовиться к обобщающему уроку по теме “Причастие” (вопросы на с. 70).
3. Придумать свои вопросы и задания разных видов по этой теме.