Развитие речи. Подготовка к сочинению - описанию внешности человека (с использованием причастий) - ПРИЧАСТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Подготовка к сочинению - описанию внешности человека (с использованием причастий) - ПРИЧАСТИЕ

Цели: совершенствовать умение учеников описывать внешность человека; развивать навыки монологической речи; развивать внимание учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: лингвистическая игра, повторение изученного материала, устное рисование, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра “Четвертый лишний”

Почёт, печёт, плечо, чётный. (Плечо - о после шипящей.)

Огорчённый, прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенныйе в суффиксе.)

Заброшенный, купленный, копчёный, решённый. (Копчёный - одна н.)

Увешанная игрушками ель, туго закрученная гайка, быстро растраченные деньги, круто замешенное тесто. (Увешанная игрушками ель - а в суффиксе.)

Примечание. Если возникают другие варианты ответов, их можно обсудить, рассмотреть принцип выбора “четвертого лишнего”. Например, в 4-м задании: деньги - единственное существительное, имеющее форму только множественного числа.

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 141: комментированное чтение.

2. Подготовленный диктант (по упражнению 143).

III. Подготовка к сочинению

1. Слово учителя.

В начале учебного года мы уже делали подобную работу - рисовали словесный портрет. Сейчас наша задача усложняется. Кроме основных черт внешности, нас будут интересовать характерные особенности человека в разные моменты: когда он работает или отдыхает, когда радуется или огорчается, когда сердится, когда читает или смотрит телевизор и т. д.

2. Сообщения учеников: материалы к сочинению (по упражнению 145).

3. Устное рисование: описание внешности человека.

Описывается человек, знакомый большинству учеников. По описанию надо угадать, о ком идет речь.

4. Описание внешности в литературе.

- Какие описания внешности из прочитанных произведений вам запомнились? Перескажите эти описания.

- Угадайте героев и произведения, из которых взяты описания внешности.

Дополнительное задание: постарайтесь на слух обнаружить причастия в этих описаниях и определить их морфологические признаки.

“Худ, смугл, покрыт веснушками”. “Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив”. Его товарищ “пухл и бел”, “всегда веселый и разговорчивый”.

(Чечевицын и Володя, герои рассказа А.П. Чехова “Мальчики”. Краткое причастие - покрыт.)

“...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.

(Самсон Вырин, герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Полное страдательное причастие прошедшего времени - небритого.)

“Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-тo в поле не по нужде, а так, для забавы”.

(Федя, герой рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”. Полное страдательное причастие прошедшего времени (в роли прилагательного- определения) - полурассеянной.)

А вот описания других героев этого рассказа:

“Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать... Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно”.

(Костя. Краткое страдательное причастие - заострено; полное действительное причастие прошедшего времени - блестевшие.)

“...на вид было не более двенадцати лет”, “лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились”, “Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку”.

(Илюша. Полные страдательные причастия прошедшего времени (в роли прилагательного-определения) - вытянутое, сжатые, сдвинутые.)

Обратим внимание, что описание внешности является способом характеристики героев, что по внешности писатель угадывает черты характера и даже мысли.

IV. Подготовка черновых вариантов сочинений

Домашнее задание

1. Написать сочинение, используя разные виды причастий.

2. Подготовиться к обобщающему уроку по теме “Причастие” (вопросы на с. 70).

3. Придумать свои вопросы и задания разных видов по этой теме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]