Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Практическая работа Выделение деепричастных оборотов на письме - ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в предложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизировать самостоятельную работу учеников.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
- Что такое деепричастный оборот?
- Что общего у деепричастного оборота с причастным?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
2. Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске выполняются схемы предложений.
II. Практическое задание
В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
1) (Не, ни) ост...навливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т)ти следом. (В. Пелевин.)
2) Любой лаб...ринт можно пройти всё время пов...рач...вая (на)прав... (В. Пелевин.)
Комментарий. В первом предложении - опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.
Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.
1) Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.
2) Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая направо.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 167: устно.
Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо сопоставить предложения с однокоренными словами - с причастием и деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий.
3. Конструирование предложений.
Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, сконструированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.
4. Роль деепричастных конструкций в предложении.
Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант - предложения под цифрами 1 и 2, 2-й вариант - под цифрами 3 и 4) с последующей взаимопроверкой.
Домашнее задание
1. § 27.
2. Выписать из художественных произведений пять предложений с деепричастными конструкциями, сделать синтаксический разбор.