Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Морфологический разбор наречия - НАРЕЧИЕ
Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учеников с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и прилагательных.
Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, лингвистический разбор слов, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Подготовленный диктант (по упражнению 215).
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
- Какие наречия могут иметь степени сравнения?
- Какие степени сравнения могут иметь наречия?
- Как образуются степени сравнения наречий?
2. Упражнение 214: проверка по цепочке.
Варианты заглавия текста: “Россия строилась”, “Как возник посёлок”.
III. Задания на закрепление материла “Степени сравнения наречий”
Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.
1) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)
2) Гарун бежал быстрее лани.
3) Лес делался выше, таинственнее, темнее.
4) Не пугай меня грозою:
Весел грохот вешних бурь!
После бури над землею
Светит радостней лазурь,
После бури, молодея
В блеске новой красоты,
Ароматней и пышнее
Распускаются цветы!
И.А. Бунин
Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении наречия являются обстоятельствами (стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? ароматней и пышнее),
В третьем предложении перед нами прилагательные в сравнительной степени, которые входят в состав сказуемого (делался выше, таинственнее, темнее). Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предложении.
Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее - скоро; быстрее - быстро; выше - высокий, таинственнее - таинственный, темнее - темный.
IV. Объяснение темы “Морфологический разбор наречия”
Дадим ученикам возможность самостоятельно разобраться в теоретическом материале учебника (§ 35, с. 100-101), после чего попросим выполнить на доске и в тетрадях морфологический разбор наречий из только что записанных предложений (по вариантам).
V. Выполнение упражнений
Упражнение 216: выразительное чтение, фонетический и морфологический разбор (письменно и устно; на доске и в тетрадях).
VI. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамках нас. 99-101, в словарики, придумать с ними предложения; поставить ударения.
Удобнее, шире, слаще, комбинат, эпидемия.
Домашнее задание
1. § 35.
2. Упражнение 217: творческая работа: сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”.
3. Упражнение 218: устно (подготовка к диктанту по памяти).