Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных - НАРЕЧИЕ
Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Ход урока 1
I. Анализ практических работ по теме “Дефис в наречиях”
II. Проверка домашнего задания
Ученики по очереди зачитывают выписанные из художественных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.
III. Изучение темы “Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных”
1. Слово учителя.
Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что), подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.
Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наиболее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.
2. Работа с таблицей.
Представим основные закономерности в виде таблицы, выполним ее на доске и в специальных тетрадях.
Слитно |
Раздельно |
1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, натрое) |
1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по одному, по двое, на троих) |
2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера) |
2. Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду) |
3. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую) |
3. Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной (в открытую, в общем) |
4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо) |
4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лету, за границей, за границу, под мышками, из-под мышки) |
5. Наречия в сравнительной степени (получше, покрасивее) |
5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз) |
IV. Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамках нас. 118-119, придумайте с ними словосочетания.
До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с налету, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.
V. Выполнение упражнений
1. Упражнение 257: комментированное письмо.
2. Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.
Домашнее задание
1. § 43.
2. Упражнение 259.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
Игра “Четвертый лишний”
Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.
(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)
Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.
(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение орфограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выписывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразовательный разбор и разбор слова облетевшей по составу.
III. Слово учителя (продолжение изучения темы)
Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями существительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. именных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи.
1) В начале четверти обычно не очень хочется заниматься.
Вначале подумай, потом делай.
2) Корни дерева уходят в глубь земли.
Мы шли все дальше вглубь.
3) В крутую гору нелегко подняться.
На завтрак ели яйца вкрутую.
- Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в крутую - прилагательное: предлог относится к существительному гору.)
Вывод: Судить о слитном или раздельном написании слов можно лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязательно имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и предложений:
По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру.
2. Упражнение 261: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. § 43.
2. Упражнение 262.