Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Категория состояния как часть речи - КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Цель: дать понятие о новой части речи - категории состояния, показать ее особенности.
Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Найдите в словаре толкования слова категория.
Категория (с греческого - высказывание, суждение):
1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени).
2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории).
3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).
Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос “Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?”
- Сделайте фонетический разбор слова категория.
II. Изучение темы “Категория состояния как часть речи”
1. Сопоставительный анализ предложений.
- Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:
1) Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.
2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.
(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)
- Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.
Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится.
3. Беседа по изученному материалу.
- Что общего у категории состояния и наречия? (Слова категории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)
- Что общего у категории состояния и глагола? (Слова категории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически независимы.)
- С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание
1. § 45.
2. Упражнение 277.