Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему - КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознакомить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова категория состояния.
Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скату оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.)
(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.
Оторочило - категория состояния.)
II. Чтение и обсуждение текста “А.Х. Востоков” (упражнение 283)
Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.
III. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
1. Обсуждение темы: “Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?”
(Обмен мнениями.)
2. Выбор типа текста: рассуждение.
3. Составление плана.
I. Тезис: категория состояния - самостоятельная (несамостоятельная) часть речи.
II. Доказательство (аргументы).
III. Вывод.
Комментарий. Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:
1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского “Обыкновенная земля”).
2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.
3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.
4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).
Вывод: слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.
Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:
1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.
2) Большинство слов категории состояния не изменяются.
3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.
4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.
Вывод: слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.
4. Написание черновика сочинения.
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение.