Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Подчинительные союзы - СОЮЗ
Цели: обосновать деление подчинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам они относятся:
Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.
(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)
(Запись ответа остается на доске.)
II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль: внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.
2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.
III. Изучение темы “Подчинительные союзы”
1. Слово учителя.
Обратим внимание на доску. В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее общие значения, которые касаются самых разных отношений действительности. То же относится к подчинительным союзам.
Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.
2. Эвристическое задание.
- Попробуйте сами определить названия групп по данным союзам, записанным на доске.
Потому что, так как, благодаря тому что - (причинные союзы).
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы - (целевые).
Когда, едва, лишь только, пока - (временные).
Если, если бы, раз, ли - (условные).
Как, будто, как будто, словно, точно - (сравнительные).
Что, чтобы, как - (изъяснительные).
(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснительные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 337: комментированное письмо.
Примечание: предложение № 4 содержит изъяснительный, а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:
Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Не заметил чего? как въехал...)
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) (Роняю как? как дерево роняет...)
2. Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предложения выполняются на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 339: устно.
V. Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.
Светофор, семафор.
Комментарий.
Светофор - сигнальный электрический фонарь с разноцветными стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.
Интересно, что это сложное слово объединяет русский корень (свет) с греческим (форос - несущий).
Семафор - 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железнодорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам. 3) Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем условных движений рук с флажками.
Это слово пришло в русский язык из французского, а по происхождению является греческим (сема - знак, форос - несущий).
Домашнее задание
1. § 59.
2. Упражнение 340.
3. Упражнение 335 (сочинение-миниатюра “На берегу”).