Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге - СОЮЗ
Цели: развивать умение сопоставлять и рассуждать; совершенствовать навыки монологической речи, навыки написания сочинений-рассуждений.
Методические приемы: элементы сопоставительного анализа текстов; обмен мнениями по дискуссионной теме; составление плана сочинения-рассуждения, самостоятельная работа.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 342: объяснение орфограмм и пунктограмм; в это время двое учеников выполняют на доске морфологический разбор союзов.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению
1. Сопоставительный анализ текстов (упражнения 342, 343), выделение главных мыслей.
Первый текст: “Книга - наш друг и советчик”.
Второй текст: “Книга предназначена для развлечения”.
2. Обозначение темы дискуссии.
Чтобы заострить дискуссию, выберем провоцирующую формулировку: “Книги предназначены для развлечения” или даже “Книги скоро станут не нужны”.
3. Обмен мнениями.
Вопросы для беседы и обсуждения:
- Для чего нужны книги?
- Как часто вы берете в руки книгу?
- Есть ли у вас любимые книги?
- Что полезного и важного дали вам книги?
- Любите ли вы отдыхать с книгой?
- Что вы предпочитаете делать в свободное время: гулять, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или читать?
Примечание. Важно четко определить тему дискуссии и стараться не отступать от нее. Учитель ведет дискуссию, выслушивая мнения учеников и предлагая комментировать высказанные положения. В том случае, если ученики явно склоняются в пользу основного тезиса первого текста, не желая “осложнений” с учителем, попробуем привести аргументы в пользу тезиса “Книга нужна лишь для развлечения” и попросим учеников опровергнуть или подтвердить этот тезис. Без разных мнений дискуссия не состоится.
4. Составление плана сочинения-рассуждения и его обсуждение.
- Попросим учеников самостоятельно составить план по знакомой уже схеме построения сочинений-рассуждений:
I. Тезис.
II. Доказательство (аргументы).
III. Вывод.
5. Написание черновиков сочинений-рассуждений, консультации учителя.
III. Написание сочинения-рассуждения
Домашнее задание
§ 61 - самостоятельное изучение теоретического материала.