Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2
Цели:
1. Закрепление умения определять вид односоставных предложений.
2. Закрепление умения употреблять в речи.
Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды односоставных предложений», раздаточный материал.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
1. Выберите правильный ответ, укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бри...иант |
лл |
лл |
л |
л |
лл |
Кава...ерия |
лл |
л |
лл |
л |
л |
Га...ерея |
л |
л |
лл |
л |
лл |
А.. .ея |
л |
лл |
л |
л |
л |
Иску...тво |
сс |
сс |
с |
сс |
с |
И...кусный |
сс |
с |
сс |
с |
с |
Правильный вариант 2.
2. Задание: запишите словосочетания с данными словами, используя в качестве главных или зависимых слова с чередованием гласных в корне. Например, расположенный в галерее, растёт около аллеи, касающийся искусства, искусный стихотворец, скакуны из кавалерии, искусственный бриллиант.
3. Используйте одно из словосочетаний в предложении, соответствующем схеме: [безличное], и [безличное].
Например: На улице темнело, и мне не нравилось находиться в этой одинокой аллее, расположенной неподалёку от моря.
Записать, подчеркнуть основы, объяснить знаки препинания.
II. Актуализация знаний.
1. Графический диктант.
Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.
1) С утра морозит. (Безличное)
2) В избе жарко натоплено. (Безличное)
3) В избе жарко натопили (Неопределенно-личное)
4) Вам не видать таких сражений! (Безличное)
5) Приготовьтесь к уроку. (Определенно-личное)
6) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Обобщенно-личное)
7) Дерево зажгло грозою. (Безличное)
8) В воздухе пахнет сосновой смолой. (Безличное)
9) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело. (Двусоставное, безличное)
10) Иду, и легко мне дышится. (Определенно-личное и безличное)
Проверка.
2. Запись предложений «Проверяю себя!».
1) Подошёл трактор, и сразу стало шумно на окраине маленькой деревни.
2) Оставаться в экипаже было опасно, и мы, несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.
3) И тучи, и пасмурно снова, и ливни шумят и секут.
Самопроверка по объяснению учителя:
1) Это сложное предложение, 1-я часть - двусоставное, 2-я - безличное, соединены союзом и, разделены запятой.
2) Это сложное предложение, 1-я часть - безличное, 2-я - двусоставное с конструкцией несмотря на, которая обособляется, соединены союзом и, разделены запятой.
3) Это сложное предложение, 1-я часть - назывное, о таких на следующем уроке пойдёт речь, 2-е - безличное, 3-е - двусоставное, соединены повторяющимся союзом и, придающим выразительность (это строчка из стихотворения), разделены запятой.
III. Контроль усвоения.
Запись под диктовку:
1-й вариант
Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
А ты всё дальше, напролом,
И видишь сквозь туман и слёзы:
Всё шире даль... Всё ближе звёзды.
И ты не зря идёшь своим путём!
Ю. Ким
Далее только прочитать:
И вот, покинув отчий дом»
Всегда иди своим путём.
Идёшь, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги,
Ты все равно идёшь своим путём
То круто вверх, то резко вниз.
Взлетел опять - и вновь расшибся.
А слева смех, а справа свист:
«Эй, признавайся, что ошибся!».
Задание: знаки препинания, ещё не изученные продиктовать, определить основы, чем выражены, синтаксический разбор предложения «Всё шире даль...».
2-й вариант
К ночи в погоду становится очень холодно и росисто *Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно Темнеет. И вот ещё запах, крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
Далее только прочитать:
В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра. Меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги - два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...
Запись под диктовку.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
И. Бунин. «Антоновские яблоки»
Задание: см. вариант 1.
IV. Домашнее задание:
пейзажная зарисовка (6-8 предложений), используя разные виды односоставных предложений.