Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели:
1. Закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения.
2. Формирование умения самоконтроля.
Оборудование, наглядность: распечатки 4 текстов на листах раздаточного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Беседа организационная.
Учитель: На следующем уроке контрольная работа по теме, сегодня нам надо проверить свою готовность, знания, умения.
Формируется 5-6 групп в зависимости от количества учащихся.
Задание группе: проанализировать тексты.
Консультант организует работу, помогает. Один из текстов можно потом использовать в контрольной работе.
Анализ текста.
• В абзацах, где стоят знаки препинания, графически их объяснить, где нет - поставить, объяснить друг другу, сверить по образцу.
• Объяснить правописание подчёркнутых букв.
• Потренироваться в синтаксическом анализе предложения, составлении схем.
II. Тренировочные упражнения.
1-й текст. Диктант № 3 (с. 86 методических рекомендаций под редакцией М. М. Разумовской).
2-й текст
(Объяснить наличие или отсутствие запятой.)
На самом северном из трёх тригорских холмов есть деревянные скрипучие ступеньки. От них узкая тропинка ведет мимо дома Осиповых, мимо большого зеркального пруда к началу парка. Отсюда вправо идет коротенькая липовая аллея. В конце её вековые липы, коренастые дубы да остролистые клёны образуют удивительно красивую группу деревьев
*Своеобразный облик этой естественной беседки подчёркивает вековой дуб, склонившийся над землёй и словно пытающийся взлететь в небо.
(Поставить знаки препинания, составить схему.)
Деревья скрывают от вашего взгляда как усадьбу, так и пруд с парком и открывают замечательный вид на крутой зеленый скат Тригорского, отлогие берега Сороти, на поля, и луга, и нивы прорезанные извивающейся узкой гладью реки.
(Поставить знаки препинания, объяснить графически.)
Как и в пушкинские времена, глядите ли вы ранней весной на черные поля и бушующие тёмные воды разлившейся Сороти, любуетесь ли блестящей на солнце летней зеленью полей и лугов, видите ли осенний грустный пейзаж со скирдами уже сжатого хлеба или созерцаете заснеженную равнину - всегда неизменно чувствуете широкую, спокойную и сильную красоту открывающейся перед вами природы. На вашу душу нисходит покой да мир.
(По С. Гейченко) (153 слова)
3-й текст
(Графически объясните стоящие знаки препинания.)
Я вспомнил розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце. *Это была тоска по нашей простой земле, своим закатам и своём подорожнике, скромном шорохе палой листвы.
(К предложениям составить схему, остальные знаки препинания объяснить графически.)
Прекрасная Франция оставалась великолепной но равнодушной к нам. *Тоска по России легла на сердце. С этого дня я начал торопиться домой; на Оку, где всё: воздух, вода, земля - было так знакомо, так мило и простодушно. У меня холодило под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней
(Поставить запятые.)
Я полюбил Францию давным-давно. Сначала умозрительно, а потом вплотную, всерьёз. Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой старой стене избы. *Можно было следить за движением луча по стене, или слушать вопли голосистых деревенских петухов, или любоваться утренними зорями - всем, чем богата Россия.
Всё: сады Эрменонвиля, платаны, пруды - погружалось в сумрачный осенний день. Что-то родное виднелось нам в этом беззвучном тумане, курившемся над прудом, и в молчании близкой ночи. Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
(По К. Паустовскому) (180 слов)
4-й текст
(Поставить знаки препинания.)
Взаимная любовь
Он принадлежал ей полностью, отдавал не только всё время, но и свои разнообразнейшие таланты, своё сердце, свою жизнь. По вечерам исполнял шлягеры, не реже одного раза в неделю отправлял в экзотические края. Мог часами говорить то о любви и семейном счастье, то о погоде и курсе доллара на завтра, а то о воспитании детей.
(Объяснить знаки препинания )
Он мог всё: учил печь пироги с яблоками ши плести узоры макраме и давал советы, как уберечься от насморка. По воскресеньям и праздникам баловал лёгким ненавязчивым юмором и новинками эстрады, в дождливые, тоскливые вечера ублажал чтением любимых книг.
(Поставить знаки препинания.)
И она отвечала ему взаимностью. Ежедневно, ежечасно, в любой ситуации - всегда мечтала о новой радостной встрече с ним. Её сердце постоянно стремится к нему, безропотному, неожиданному, желанному. Ничто на свете: ни отвратительная погода, ни пробки в общественном транспорте - не могло стать преградой их встрече. Она спешила домой, и ей был нужен он, такой элегантный, эрудированный, неутомимый... телевизор.
Самостоятельно придумать грамматическое задание из четырёх пунктов.
II-й вариант проведения урока.
I. Синтаксическая разминка.
Задание: прочитайте схемы, доставьте недостающие знаки препинания. Эти схемы понадобятся при выполнении самостоятельной работы.
II. Самостоятельная работа.
На «5» - можно допустить 1-2 негрубые ошибки (но не на правила об однородности, например, при причастном обороте, в сложном предложении).
На «4» - можно ошибиться не более чем в 4 предложениях с однородными членами.
На «3» - не более, чем в 6 предложениях.
1-й вариант
1) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
2) Длинные, висячие ветви берез едва шевелились.
3) Дождь перестал так же неожиданно, как и начался.
4) Далёкие гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром - все звуки моря.
5) Ни на озере, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цвета, ни единого одинакового момента.
6) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
7) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
8) Всё время: зиму и лето, осень и весну - жили, кормились, вековали в лесу лоси.
9) В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавших на юг.
10) Свет то угасав, то вспыхивал, ложась узкой полосой по тропе.
11) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
12) По склонам стояли багровые рябины и издали были похожи на костёр.
2-й вариант
1) Местные жители ни разу не встречали ни одного человека в такой непривычной для них одежде и не умевшего говорить по-русски.
2) Север дышит ветром ночи и ковыль колышет.
3) Челкаш был бос, в старых штанах, без шапки, в старой ситцевой рубахе с оторванным рукавом.
4) Никита был не только кузнецом, но и на все руки мастером
5) Радостно, весело было везде: и на небе, и на земле, и в сердце человека.
6) Я попросил дедушку пожелать мне ни пуха ни пера и пошел в школу.
7) И видишь ты синий свод неба, да солнце, далее.
8) Сибирские цветы и травы имеют сдержанные или чересчур дурманящие запахи.
9) На полярных зимовках да и во всех людных экспедициях бывают дельные люди и бездельники, скучные и весёлые, бодрые и унылые.
10) Попадались всё чаще лисички да сыроежки, других грибов не было.
11) Скворцы, синицы, воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
12) Погода стояла пасмурная, но не дождливая.
3-й вариант
1) Обращения не связываются ни с одним членом предложения ни одним видом подчинительной связи.
2) Я попросила пожелать мне ни пуха ни пера перед экзаменом.
3) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.
4) Поэты будут грустно, нежно, страстно писать про юность много-много лет.
5) Надвинулась туча, скоро пошёл дождь, однако ненадолго.
6) Работе мешаю не столько непогода, сколько неорганизованность.
7) Пахнет хлеб раскалённым солнцем, талым снегом, и вешней грозой, и мужицким солёным потом, а порой и мужицкой слезой.
8) Звёзды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.
9) Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества.
10) Чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоухании.
11) Мал золотник, да дорог.
12) Любишь всё: каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
4-й вариант (самый сложный)
1) В горах и сейчас есть такие места, куда нельзя добраться ни в одно время года ни одним видом транспорта
2) На другой день Лиза проснулась ни свет ни заря.
3) Калиныча более трогали описания природы: гор, водопадов, необыкновенных зданий и больших городов
4) Я понял, уезжая тогда из гор, что бывают в горах снег, и дожди, и туманы, и снежные бури
5) Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит, или поёт, или сшибает папкой сухие листья.
6) Я мирно всем наслаждался: своим трудом, успехом, славой, а также успехами друзей.
7) Овсянников всей своей важностью и неподвижностью, смышлёностью и ленью, своим прямодушием упорством напоминал мне боярина.
8) Лесу нас рядом, да негрибной.
9) Слышался шум бора да движение поезда вдали.
10) Всё шире вольные проходят мимо нас кругом и хутора, и тополя и плывут, скрываясь за полями.
11) Свет то угасал, то вспыхивал, ложась узкой полосой не только по тропе, но и по растущему рядом кустарнику.
12) Собираешься мигом и едешь или идёшь неведомо куда.