Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Цели:
1. Формирование умения оформлять прямую речь на письме.
2. Формирование умения правильно произносить предложения с прямой речью.
Наглядность, оборудование: таблица «Знаки препинания при прямой речи».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Прочитать словосочетания из домашнего задания по ЗСП-8-12.
2. Орфографическая диктовка.
Записать в столбик: сначала подумай, вдали виднеется лес, ввек не забыть, в пору испытаний, всё было налицо, cтроить по-новому, подойти вплотную, за чем бы спрятаться, по видимому следу, как будто сделано.
Рядом запишите словосочетания с другим, омонимичным, написанием.
Учитель: У какого слова не будет пары? (Слова как будто пишутся только раздельно!)
II. Изучение нового материала.
1. Сопоставление синтаксических конструкций (без знаков препинания).
• Места здесь, как утверждают старожилы, глухие и дикие.
• «Здесь места глухие и дикие», - утверждают старожилы.
Задание: прочитайте предложения выразительно, поставьте знаки препинания.
Учитель: В чём разница? (В 1-м предложении чужая речь передаётся через вводную конструкцию, указывающую на источник информации. Во 2-м предложении - прямая речь со словами автора.) Следовательно, знаки препинания в предложениях разные. Проверьте знаки препинания во 2-м предложении по схемам на с. 184 или по таблице.
2. Анализ предложений с прямой речью.
Упр. 324 - прочитать выразительно предложения, определить, где прямая речь, где слова автора. Прямая речь в кавычках! Указать роль слов автора (варианты в задании 2 к упражнению).
1) Упр. 326 (предложения 1, 3, 5, 7, 10) - одно или два на доске, остальные самостоятельно.
2) Исследование схем предложений.
Задание: рассмотрите знаки препинания на схемах на с. 186 в ситуации, когда слова автора стоят внутри прямой речи, то есть разрывают её.
3) Упр. 326 - оставшиеся предложения: 2, 4, 6 - на разных сторонах доски одновременно, остальные самостоятельно.
III. Домашнее задание:
из учебника литературы выписать предложения на все случаи постановки знаков препинания при прямой речи.