Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. РЕЧЬ И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ. ТЕКСТ, ЕГО ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. СТИЛИ РЕЧИ
Цели:
1. Формирование и закрепление умения определять стиль речи, тему и основную мысль текста.
2. Формирование умения составлять лингвистический рассказ с опорой на таблицу
Оформление записей на доске и в тетради.
Ход урока
I. Стилистическая разминка.
1. Беседа.
Учитель: Вспомните текст, который писали на контрольной работе Определите его тему (то есть о чём), что является предметом изображения
Основная мысль - это мысль, ради которой создаётся весь текст, часто она передаёт отношение автора к тому, о чём рассказано.
1-й текст - о походе, основная мысль - восхищение природой, радость от общения с ней, несмотря на трудности.
2-й текст - о событиях, предшествующих открытию памятника Пушкину, о дороге; основная мысль - радостное предчувствие праздника.
II. Актуализация знаний.
1. Составление лингвистического текста. Работа с опорой на таблицу на с. 202-203.
Задание: рассмотрите схемы и проанализируйте текст, опираясь на них.
Это монологическая речь, одновременно письменная (когда текст фиксировался в тетради) и устная (когда читался учителем и слушался учениками), это книжная речь, стиль публицистический, это повествование с элементами описания.
2. Работа по схемам на с. 203, 204, 206.
Задание: рассмотрите схемы, вспомните, что знаете о стилях речи.
3. Устно выполняется упр. 352, используя материал на с. 203-204.
III. Закрепление изученного.
Творческое задание.
1. Предложите тему. Например, «Земля».
2. Определите основную мысль, то есть задачу речи для текста, написанного:
а) художественным стилем, например, как хорошо пахнет земля весной;
б) официально-деловым стилем, например, просьба о передаче земли в аренду,
в) научным стилем, например, многозначность слова «земля», словарная статья;
г) публицистическим стилем, например, охрана земли - долг человека.
3. Чем различаются речевые ситуации? Что в них общего?
4. Выберите, текст какого стиля вы напишете (не рекомендуется официально-деловой, для научного - образец в словарике, например, на с. 253); запишите.
5. Чтение и анализ созданных текстов.
IV. Домашнее задание.
Упр. 350 или 351 (1) на выбор учащихся, 351 (2, 3) - всем, это задание на урок 15.