От автора

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

От автора

Книга представляет собой пособие по методике обучения русскому языку средствами субъективизации в восьмом классе. Она продолжает серию книг этого типа; выпущенных автором ранее. (См. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 4 (5) кл.: Интеллектуальное развитие школьников. — М.: ВЛАДОС, 2004. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 кл.: Интеллектуальное развитие школьников. — М.: ВЛАДОС, 2004. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 7 кл.: Интеллектуальное развитие школьников. — М.: ВЛАДОС, 2006.)

Как и в предыдущих книгах, основное место в пособии отводится урокам изучения нового материала (уроки 7, 9, 10, 11, 12 и др.). Разработаны также уроки повторения изученного в 5—7 классах (1, 2, 3, 4), уроки закрепления (8, 13, 18, 25, 28 и др.), уроки обобщения и систематизации (19, 30 и др.), уроки повторения изученного в 8 классе (43, 44).

Существенная роль в организации и проведении уроков по данной методике принадлежит самим учащимся. Школьники практически самостоятельно определяют и формулируют тему и образовательную цель урока; составляют задания к большинству выполняемых на уроке упражнений; приобретают новые знания в процессе интенсивной интеллектуальной деятельности, степень сложности которой постепенно увеличивается. На многих структурных этапах урока преподавателем создается занимательная поисковая ситуация. Она дает возможность учащимся повысить уровень языковых знаний, умений и навыков по изучаемым темам в процессе решения непростых, но увлекательных и эффективных лингвистических задач.

Одно из отличий данного пособия — не столь подробное как прежде оформление речевых высказываний учителя и учащихся. Автор предполагает, что опыт, приобретенный во время работы по методике обучения русскому языку средствами субъективизации, позволит преподавателю самостоятельно справиться с этой задачей. Однако требование к речи преподавателя и учащихся остается прежним. Речь учителя должна быть точной и правильной, а у учащихся, кроме этого, развернутой и аргументированной. Это дает возможность продолжить целенаправленное речевое развитие школьников на данном году обучения.

Наряду с совершенствованием речи учащихся усилия учителя направляются на дальнейшее развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. На каждом структурном этапе урока в 8 классе решение этой задачи имеет свои особенности. Так, тема урока формулируется учащимися в процессе выполнения более сложных интеллектуально-лингвистических упражнений. Цель определяется ими на основе установления логической связи между темой и предполагаемыми действиями по ее усвоению. То и другое осуществляется без помощи или при минимальной помощи преподавателя (см. уроки 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14 и др.).

Во время повторения изученного предпочтение отдается формам работы, которые выводят учащихся на ответ в виде монологической речи, построенной на основе осуществления ими определенных мыслительных операций:

— составление текста-сообщения по указанным учителем принципам логики (урок 5);

— создание текста на основе предварительной аналитической работы с предложениями (урок 11, 25 и др.);

— составление сообщения по результатам тестирования (урок 17);

— составление сравнительной характеристики изучаемых понятий (урок 29) и т. д. В ряде случаев школьникам предоставляется возможность самим определить содержание предназначенного для повторения материала и наметить способ работы с ним (урок 24).

На этапе изучения нового материала работа школьников приобретает все более исследовательский характер. Промежуточные и итоговые выводы по новой теме делают сами ученики без помощи преподавателя. Он лишь направляет и корректирует их усилия. Ни по одной изучаемой теме учащиеся не получают знаний в готовом виде (см. уроки 8, 10, 11, 13, 16, 17 и др.).

На этапе закрепления изученного вводятся новые виды упражнений, предусматривающие большую напряженность мыслительной деятельности, постепенно увеличивающуюся сосредоточенность внимания, активизацию работы памяти учащихся. К ним относятся:

— запись предложений в соответствии с логикой изучения теоретического материала (урок 5, упр. 1; урок 17, упр. 1 и др.);

— нахождение указанных учителем языковых категорий с последующей цифровой проверкой (урок 5, упр. 2);

— группировка предложений по трем признакам одновременно (урок 6, упр. 1);

— перегруппировка предложений по самостоятельно найденным учащимися признакам (урок 16, упр. 1);

— запись предложений в порядке изучения их видов (урок 19, упр. 1);

— установление принципа предложений в первой части упражнения, запись второй части в соответствии с установленным принципом (урок 21, упр. 2);

— запись предложений с учетом количества имеющихся в них синтаксических конструкций по принципу убывания или нарастания (урок 26, упр. 1);

— выделение из каждой группы предложений таким образом, чтобы из них можно было составить еще одну группу однотипных предложений (урок 29, упр. 1);

— запись предложений с учетом количества слов в определенном виде синтаксических конструкций (урок 32, упр. 1);

— группировка предложений по самостоятельно найденным учащимися признакам.

Значительно увеличивается количество упражнений, задание к которым школьники составляют только на основе анализа исходного материала. Это заставляет учащихся глубже проникать в суть изучаемых языковых категорий и явлений, оценивать их с различных точек зрения, акцентировать свое внимание на разнообразных языковых аспектах. Такой подход помогает формировать прочную языковую грамотность школьников.

Выполнение текстовых упражнений на каждом уроке не только желательно, но обязательно. Нередко на одном занятии учащиеся работают с двумя-тремя текстами. Требования к выполнению текстовых упражнений остаются прежними. (См. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 кл.: Интеллектуальное развитие школьников. — М.: ВЛАДОС, 2005). Но вводятся новые, более сложные задания к ним. Например:

— запишите тексты в порядке увеличения в них количества предложений определенного вида (урок 18, упр. 1);

— составьте текст из предложений по формуле:

утверждение > пояснение > следствие > окончательный исход (урок 9, упр. 1);

— составление развернутой зарисовки на основе короткой заметки (урок 43, упр. 3) и др.

Практически после каждого упражнения учащимся предлагается комплекс дополнительных заданий (от двух до пяти). В него включаются задания по разным разделам русского языка, прежде всего — задания по синтаксису, поскольку материал этого раздела является основным на данном году обучения. Далее следуют задания по орфографии, морфемике и т. д. Все они предусматривают поисковую деятельность учащихся, нетрадиционную по содержанию и форме. На выполнение одного комплекса отводится 3—4 мин. В 8 классе по каждому разделу языка вводятся новые, более сложные, но увлекательные виды заданий.

Например, по синтаксису:

— сделайте синтаксический разбор предложения, в котором наблюдается большее разнообразие частей речи;

— расположите предложения в порядке увеличения количества главных и второстепенных членов;

— выполните синтаксический разбор простого предложения, в котором количество слов больше, чем членов предложения;

— найдите предложение, которое осталось без пары;

— укажите предложение (определенного вида) с одинаковыми синтаксическими конструкциями;

— найдите синтаксическую конструкцию, которая есть в первом предложении, но отсутствует в других; охарактеризуйте ее;

— укажите предложения, в которых запятые выполняют одинаковую функцию;

— найдите синтаксическую конструкцию, которая имеется в первых трех абзацах текста, но отсутствует в четвертом, и, наоборот, есть в последнем абзаце и отсутствует в первых трех;

— сделайте разбор предложения, в котором присутствует синтаксическая конструкция, встретившаяся в выполненных на уроке упражнениях один раз;

— выделите в тексте запятые, выполняющие разные синтаксические функции;

— выполните синтаксический разбор предложения, в котором есть два слова с приставкой;

— сгруппируйте предложения из трех отрывков по их синтаксическим особенностям;

— дайте характеристику предложения, в сказуемом которого самое большое количество слов; и т. д.

Новые виды заданий по орфографии:

— укажите слова с орфограммами, которые имеются в словосочетании подвенечная белизна (или любого другого);

— найдите букву, которая в словах упражнения представляет четыре разные орфограммы;

— укажите орфограммы, которые есть в словах, выполняющих роль подлежащего, но их нет в словах, которые являются сказуемыми;

— определите букву, которая встречается в большем количестве орфограмм;

— найдите орфограммы, которые есть в определенно-личных предложениях, но их нет в безличных;

— выполните орфографическую перекличку;

— укажите предложения, в которых имеется равное количество слов с одинаковой орфограммой;

— составьте две группы с разными орфограммами, но с одинаковым количеством слов;

— укажите предложение с большим количеством орфограмм;

— найдите слова в упражнении с такими же орфограммами, как в слове (преподаватель указывает слово);

— составьте цепочку из слов с тремя орфограммами;

— найдите слова с орфограммами в приставке и корне одновременно, расскажите об их написании;

— составьте цепочку, включив в нее слова из всех выполненных на уроке упражнений с неповторяющимися орфограммами;

— назовите орфограммы из последнего упражнения, о которых не шла речь в течение урока и др.

Стали сложнее и разнообразнее задания по морфемике, усилена их занимательная сторона за счет необычности и нестандартности. Например:

— найдите слово с самым большим морфемным составом;

— составьте цепочку слов по принципу постепенного уменьшения (увеличения) в них количества морфем;

— назовите слово, в котором корень состоит из двух (пяти и т. д.) букв;

— укажите слово, в котором на одну морфему больше (меньше), чем в ... (преподаватель указывает слово из упражнения);

— объедините слова в пары в зависимости от вида имеющихся в них морфем;

— найдите слово (слова) с морфемами, которые отсутствую в ... (преподаватель указывает слово);

— выделите слово, в приставке которого букв больше, чем в корне; и т. д.

Последними обычно ставятся задачи смешанного характера. Для повторения изученного материала по нескольким разделам русского языка одновременно. Сочетание разделов может быть самым разнообразным: синтаксис, морфология, фонетика; синтаксис, морфология, морфемика; морфология, морфемика, фонетика и т. д. В восьмом классе преобладают задания смешанного характера, для выполнения которых требуются знания не менее чем по трем разделам языка. Например:

— найдите имя прилагательное с таким же морфемным составом, как в слове солнце и с такой же характеристикой звуков, как в слове озером;

— укажите дополнение с тремя орфограммами в корне;

— найдите подлежащее, в составе которого две морфемы и звуков больше, чем букв;

— сгруппируйте по орфограммам имена существительные (прилагательные, глаголы и т. д.), находящиеся в неопределенно-личных предложениях;

— найдите не менее семи общих признаков в данных словах;

— продолжите цепочку слов, учитывая их частеречную принадлежность, звуковой и морфемный состав;

— укажите грамматическую основу предложения, в корне подлежащего и сказуемого которой одинаковое количество звуков; и т. д.

Таким образом, в восьмом классе становятся более разнообразными способы, приемы и формы обучения русскому языку, проводимого средствами субъективизации. Увеличивается роль школьников в планировании и осуществлении учебного процесса, развиваются их важнейшие интеллектуальные качества. Все это благотворно влияет на отношение школьников к учебе и на ее результат.






Для любых предложений по сайту: [email protected]