Уроки Русского языка в 8 классе
СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цель урока: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; формирование умений: 1) определять способ связи слов в словосочетании; 2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; 3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования; 4) использовать в речи словосочетания — стилистические синонимы.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись темы урока на доске и в тетрадях.
Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева в столбик записать схемы словосочетаний.
Согласование
— Изменится ли зависимое слово, если изменить главное?
Дается понятие «согласование» (после этого пишется заголовок над столбиком).
— Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании? Определите грамматические значения записанных словосочетаний.
По данному образцу заполняются колонки «Управление», «Примыкание».
Управление: приведение к знаменателю, увидел привидения, примчаться к тебе, призадуматься над задачей.
Примыкание: прибыть неожиданно, нежно прикасаться, очень небрежно, спал сидя, говорил улыбаясь, очень хорошо.
III. Тренировочные упражнения.
1. Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий.) Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения.
2. Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматические значения.
3. Запись текста под диктовку.
Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.
(По И. Постниковой и др.)
— Определите основную мысль высказывания.
— Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.
В сильном классе при наличии времени можно дать понятие о стилистических синонимах. Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.
Учащимся можно предложить записать словосочетания приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.
— Когда используются в речи данные словосочетания? (Приютить в доме, дать пристанище, дать кров, предоставить жилплощадь — книжный стиль; поселить у себя, крыша над головой — разговорный.)
Домашнее задание: § 8; упр. 72, 74; сделать синтаксический разбор двух словосочетаний по образцу на с. 39; записать в ученический словарь все слова из рамочек данного параграфа, запомнить их написание.