Уроки Русского языка в 8 классе
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: дать понятие определенно-личных предложений; формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения; 2) находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; 3) использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; 4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные.
I. Повторение.
1. Орфографическая работа.
Строишь дом, борешься с усталостью, клеишь обои, вносим предложение, расколешь дрова, проверьте тетради, вымокнете под дождем.
Крикните громче! Вынесите мусор! Проветрите комнату!
— Найдите по одному глаголу по схемам: 1) 2)
2. Запись предложений с выделением грамматических основ.
Учащиеся определяют, односоставные предложения или двусоставные.
1) На небе гаснут облака... Уж поздно. (Ф. Тютчев.) 2) Я жду... Соловьиное эхо несется с блестящей реки. (А. Фет.) 3) Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет.) 4) Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я. (А. Фет.)
Делается вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).
II. Объяснение нового материала.
Запись предложений с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого.
1) Люблю безмолвие полуношной природы, люблю ее лесов лепечущие своды, люблю ее степей алмазные снега. (А. Фет.) |
Способы выражения сказуемого: глаг., 1-е л., ед. ч., наст. вр. |
— Что значит полуношная природа? Почему поэт говорит о ее безмолвии? Когда снега бывают похожи на алмазы? Как называется такое средство художественной выразительности? Подберите синонимы к слову алмазные (снега).
2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар. песня.) 3) Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. (Н. Рыленков.) 4) Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. (А. Фет.) 5) Уходи, зимая седая! (А. Майков.) 6) Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! (С. Есенин.) 7) Напиши мне письмецо! |
глаг., 2-е л., наст. вр. глаг., 1-е л., буд. вр. глаг., 1-е л., мн. ч., буд. вр. глаг., повел. накл. — » — — » — |
Делается вывод о строении определенно-личных предложений. В них на первый план выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий: я люблю, мы выйдем и пр.
Внимание учащихся обращается на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сообщается, что в русском языке предложения с обращением часто не имеют подлежащего, являясь определенно-личными.
Сфера их использования обширна (разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи).
III. Закрепление материала.
1. Запись под диктовку.
Учащиеся выделяют грамматические основы предложений, определяют тип предложений.
На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.
(По Н. Сладкову.)
— От какого лица ведется рассказ? Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?
— Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего?
— Подберите синоним к слову обнаженная.
Учитель дает понятие синтаксических синонимов (синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению).
Анализируя текст, учитель подводит учащихся к выводу, что определенно-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны: в них больше подчеркивается действие, чем деятель.
2. Работа с текстом.
Ознакомьтесь с тем, что рекомендует Всемирная организация здравоохранения детям.
Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.
Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.
Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзьями и родителями и выслушивать их.
Научись говорить «Нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «Нет».
— К какому стилю речи относится данный текст? Какие виды предложений в нем использованы?
Выборочная запись предложений.
Домашнее задание: § 21; упр. 208 (устно); по выбору учащихся: 1) упр. 205, 207; 2) подобрать из стихотворений различных авторов 5—6 определенно-личных предложений.