НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать понятие назывного предложения; формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения.


I. Проверка домашнего задания.


II. Тест.

Цель проведения — проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.

I вариант

1. Найдите определенно-личное предложение.

A. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)

Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

B. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)

Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)

Д. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

A. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)

Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)

B. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет.)

Г. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой.)

Д. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушки н.)

3. Найдите безличное предложение.

А. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин.)

Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)

Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)

Д. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)


II вариант

1. Найдите определенно-личное предложение.

A. Весна берет свои права. (А. Фет.)

Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов.)

B. Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров.)

Г. Тепло на солнышке.

Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

A. Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев.)

Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша.)

B. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша.)

Г. Не слышно шума городского.

Д. Бумагу для обертывания книг берут прочную.

3. Найдите безличное предложение.

A. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин.)

Б. В дверь негромко постучали.

B. Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица.)

Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков.)

Д. Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин.)


III. Объяснение нового материала.

Чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья...». Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием.

Запись под диктовку предложений из стихотворений А. Фета.

1) Тихая, звездная ночь...

2) Темно-синее небо и в мелких и в крупных звездах.

3) Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.

— Назовите грамматические основы предложений.

Дается понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Ср.: Вечер.— Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.

Учащимся сообщается, что распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованных и несогласованных). Для сравнения:

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

(А. Фет.)

В предложениях есть второстепенные члены с обстоятельственным значением — где? Значит, это неполные двусоставные предложения с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании (см. об этом подробнее в уроках о неполных предложениях).


IV. Закрепление материала.

1. Запись под диктовку.

Учащиеся должны найти назывные предложения.

1) Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.) 2) Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны... Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.) 3) Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом. (В. Боков.)

2. Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений (с выборочной записью отдельных текстов).

Наличие заранее распечатанных текстов (или использование графопроектора) даст возможность на большем количестве примеров показать выразительные возможности этих предложений.

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

(К. Бальмонт.)

(Чары — волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая березовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

(Б. Пастернак.)

4) Маленький городок.

Северный городок.

Выцветшая луна.

Северная Двина.

Рябь темно-синих вод.

Музыка. Теплоход.

Девушка на холме.

Юноша на корме.

(К. Ваншенкин.)

5) Последний день июля месяца. Кругом — Россия — родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух — парное молоко.

Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали — края земли и неба. Синеватая черта большой речки...

(По И. Тургеневу.)

Домашнее задание: § 24; по выбору учащихся: упр. 242 (письменно), 247 (устно).

Индивидуальные задания: найти в стихах, дневниковых записях писателей, поэтов (А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, Ю. Олеша и др.) назывные предложения, определить их роль в тексте.






Для любых предложений по сайту: [email protected]