Уроки Русского языка в 8 классе
ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель урока: формирование умений: 1) интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями; 2) правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.
I. Проверка домашнего задания.
II. Повторение известного о приложениях. Запись на доске.
При сравнении этих предложений учащиеся повторяют, чем отличается нераспространенное приложение от распространенного (последнее имеет при себе пояснительные слова), объясняют постановку знаков препинания, сравнивают интонацию (можно показать графически). Затем предлагается (устно) поменять в последнем предложении место определяемого слова. Наблюдая за интонацией этих двух предложений, учащиеся приходят к выводу, что в любом случае, независимо от места определяемого слова, распространенное приложение обособляется.
III. Объяснение нового материала.
В ходе дальнейшего наблюдения над случаями обособления приложений составляется таблица, которая записывается в раздел ученического словаря «Таблицы обобщающего характера».
Обособляются |
Примеры |
1) любые приложения, относящиеся к личному местоимению; 2) нераспространенные и распространенные приложения, стоящие после имени существительного собственного; 3) приложения, стоящие после нарицательного существительного; при одиночном приложении определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово; 4) приложения, имеющие причинное значение; 5) собственное имя лица или кличка животного, выступающие в роли обособленного приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то есть, а зовут его); 6) приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, или, по фамилии и пр. |
6) Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием. |
IV. Закрепление материала.
1. Анализ предложений.
1) Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление. 2) Желтая бабочка, лимонница, сидит на бруснике, сложив крылья в один лист. (М. Пришвин.) 3) Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в чтении. (В. Кочетов.) 4) Владимир Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач,— автор «Толкового словаря живого великорусского языка». 5) Один из сыновей, Миша, заведовал опытной ихтиологической станцией на озере Великом. Второй сын, Вася,— учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе. (К. Паустовский.)
Предлагается в школьном словаре иностранных слов найти значение слова ихтиолог, подобрать к нему слова с такими же корнями.
Для справки: ихтио- (гр.— рыба) в сложных словах указывает на отношение данных слов к рыбам: ихтиография — описание рыб; ихтиозавры — ископаемые морские пресмыкающиеся с рыбообразным телом до 10—13 м в длину; ихтоклей — рыбий клей, применяется в медицине, в технике; ихтиология — отдел зоологии, изучающий рыб.
Запись в ученический словарь.
Ихтиолог, археолог, спелеолог, архитектор.
В тетрадях записываются предложения.
1) По вечерам художник встречался со своим новым другом, известным археологом, занимающимся изучением быта и культуры народов Древней Индии. 2) Максим, спортсмен-спелеолог, рассказывал много интересного о пещерах Кавказа.
V. Учитель сообщает учащимся, что обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если им придается большое значение, и при произнесении они отделяются от определяемого слова большей паузой.
Анализ предложений.
1) Вдохновение — непонятное состояние, предел мечтаний художников и поэтов — длилось дни, недели, месяцы. 2) Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына — одним из самых поэтических полотен русской живописи. 3) Второй портрет — княгини Щербатовой — Кипренский написал в мягких и блестящих красках, таких же мягких, как шелковая ткань, накинутая на плечи княгини.
(К. Паустовский.)
Домашнее задание: правило на с. 140, прим. п. 2; упр. 317.