Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Функции русского языка в современном мире - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Цель урока: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационные вопросы
Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 3 урока в неделю.
II. Знакомство с учебником
1. Слово учителя
Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных предложений. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы к изучению самой крупной единицы языка — текста.
Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения (с. 2), на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).
2. Вопросы и задания
Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?
Опережающее задание. Попробуйте при выполнении упражнения определить названия произведений, откуда взят тот или иной пример: некоторые наверняка вам известны. (Возможно поощрение: за несколько правильных ответов — хорошая оценка).
III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире
1. Слово учителя
Тему нашего первого урока — на доске. Запишите ее в тетради.
Язык — живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются, и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география...) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, монитор, мобильник, тетрадь...)
Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.
2. Вопросы для обсуждения:
— Что может язык?
— Для чего он нужен?
— Каковы его функции?
3. Прочитаем статью учебника (с. 3).
4. Комментарий учителя и задание для обсуждения.
Здесь названы две основные функции языка: быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаимосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функций главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии. (Обсуждение.)
Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хранит множество.
IV. Составление плана
Прочитайте текст упр. 1 (с. 3) (вслух читает ученик) и составьте письменно его план (5-7 мин). План может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.
Примерный план:
1. Два назначения языка. (Каковы функции языка?)
2. Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)
3. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)
4. Быть средством общения и средством мысли — основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функций языка?)
Обсуждение планов.
V. Чтение и обсуждение статьи учебника
Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 4) по фрагментам: 1) место русского языка в группе восточнославянских языков; 2) понятие «государственный язык»; 3) функция межнационального общения; 4) международное значение русского языка.
VI. Закрепление изученного
Вопросы и задания:
— Приведите свои примеры общих черт словарного состава русского, украинского и белорусского языков.
— Запишите определение понятия «государственный язык» в тетради.
— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?
— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
VII. Выразительное чтение
Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору).
Домашнее задание
1. Прочитать раздел «Повторение изученного» (с. 5-6 учебника).
2. Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пустые графы карандашом.
3. Выполнить упр. 5.