Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Приложение - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных:
Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, двенадцатираундовый бой, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга. (Чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов: ключ от замка — нет словосочетания «замочный ключ»; очковая змея — название биологического вида; медвежья услуга — фразеологизм.)
II. Изучение темы «Приложение»
1. Проверка самостоятельной работы.
Тему ученики изучали самостоятельно. Проверим, как она усвоена:
— Что такое приложение?
— Какие признаки могут обозначать приложения? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т. п.)
— Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)
— В каких приложениях форма падежа не изменяется при изменении главного слова? (В несогласованных.)
— Что общего у приложения и несогласованного определения? (Выражается существительным.)
— Чем отличается приложение от несогласованного определения? (Совпадает по форме падежа с определяемым словом.)
2. Тренировочные упражнения.
Предварим их вопросом:
— Как ставятся знаки при приложениях?
В ходе выполнения упражнения будем уточнять, прояснять этот вопрос, в конце сделаем выводы.
Упр. 180 — письменно, комментируя «по цепочке». Приложения отметить как определения волнистой линией.
Упр. 181 — устно разобрать, записать в тетрадях в виде таблицы.
Пишутся с дефисом |
Пишутся без дефиса |
Кони-красавцы |
Красавцы кони |
Сторож-старик |
Старик сторож |
Завод-гигант |
Гигант завод |
Упр. 183 — письменно, самостоятельно, с последующей проверкой в классе.
Упр. 182 — письменно, потом разобрать в классе.
Комментарий учителя
Во время паводка река Амур широко разлилась. Озеро Севан всегда сливалось чистой водой. Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии. Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова — главные, а приложения при них — имена собственные.
Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники. Врач Иванова начала прием с раннего утра. Программист Жданова получила срочное задание. Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них — имена нарицательные.
Общие выводы:
1) Дефис ставится в сочетаниях имен нарицательных, (студент-физик, девушка-медсестра). Обычно приложение стоит втором месте. Если же приложение стоит впереди и его можно заменить согласованным определением, дефис не ставится: воины-храбрецы, но: храбрецы воины — храбрые воины; дочка-умница, умница дочка — умная дочка.
2) Дефис ставится в сочетании имени собственного и нарицательного, если они сливаются по смыслу (редкие случаи): Москва-река, за Камой-рекой, Самара-городок, но река Москва, за рекой Камой, город Самара.
3) Дефис не ставится, если приложение является названием книги, улицы, предприятия и т. п.: повесть «Капитанская дочка», теплоход «Павел Бажов»; если называет профессию или занятие: тренер Сёмин, футболист Шевченко; если является общепринятым обращением: господин министр, гражданин Сидоров, товарищ полковник.
Заметим, что дефис — орфографический знак, который ставится внутри слов, в отличие от тире — синтаксического знака, который ставится между словами.
III. Словарная работа
Выписать слова в рамках: иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, девиз, символ. Образовать словосочетания, в которых эти слова выступали бы как согласованные или несогласованные определения и приложения. Прояснить значение слов девиз и символ по упр. 185.
Домашнее задание.
§ 18; упр. 184.
Примечания к упражнению:
1. Если позволяет время, надо разобрать задания в классе.
2. Стиль текста — публицистический, его задача — воздействовать на читателя, вызвать у него чувство гордости за свою страну. Реализуется текст в виде публицистического очерка. Для него характерны инверсия (Главной улицей России зовут... Течет река... Много на ней...), риторические вопросы (Кто теперь не знает марку «ВАЗ»?), эмоционально приподнятая, торжественная лексика (удивительную, величают, Волгой-матушкой, труженица), устойчивые выражения (по всему свету, самой высокой квалификации).