Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Предложения неопределенно-личные - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ
Цель урока: дать понятие о неопределенно-личных предложениях, научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений.
Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Определить формы глаголов в предложениях (устно):
1) Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелетов,
Разным посвистом свисти.
(Э. Багрицкий)
2) Дунет он в манок сосновый,
И свистит манок сосновый,
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы.
(Э. Багрицкий)
3) В полях под снегом и дождем,
Мой милый друг, мой нежный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг, от зимних вьюг.
(Р. Бернс)
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы:
— На какие основные группы делятся односоставные предложения?
— Какие предложения называются определенно-личными?
— Какие значения выражают определенно-личные предложения?
2. Проверка упр. 206 — устно, «по цепочке».
III. Закрепление темы «Определенно-личные предложения»
Упр. 209 письменно; устно ответить на вопросы.
IV. Изучение темы «Неопределенно-личные предложения»
1. Выполнение упр. 210; сравнение значений двусоставных и односоставных предложений.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (с. 96—97).
3. Комментарии учителя.
В определенно-личных предложениях легко определить действующее лицо с помощью глагола-сказуемого. Подлежащее оказывается излишним. Само название подобных предложений подсказывает: в них можно определить лицо, восстановить подлежащее, но притом только одно.
В неопределенно-личных предложениях подлежащее тоже можно восстановить, но оно будет неопределенным. Например: В дверь постучались (мы, вы, они). Подлежащее оказывается не излишним, как в определенно-личных предложениях, а ненужным. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.
Обратим внимание и на примечание. Надо иметь в виду, что обобщенное значение имеют предложения, которые по сути являются определенно-личными и неопределенно-личными. Подберем свои примеры:
Любишь кататься — люби и саночки возить. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. (Обобщающее значение имеют определенно-личные предложения.)
После драки кулаками не машут. На сердитых воду возят. (Обобщающее значение имеют неопределенно-личные предложения.)
4. Тренировочные упражнения.
Устно выполним упр. 211-213. Упр. 214-215 — письменно.
V. Словарная работа
Записать слова в рамках: колоссальный, компьютер, эксперимент, экспериментировать. Определить, к каким лексическим группам относятся эти слова.
VI. Составление плана статьи
Прочитаем статью учебника об ученом-языковеде А. А. Шахматове, отметим ее публицистичность, составим план:
1. Великий русский лингвист.
2. Научные интересы А. А. Шахматова.
3. Значение книги Шахматова «Синтаксис русского языка».
Подчеркнем, что изучаемая тема — «Односоставные предложения» — впервые была исследована именно Шахматовым.
Домашнее задание.
§ 22, упр. 216 — письменно.