Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Повторение изученного. Лексика и фразеология - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по лексике и фразеологии, восстановить и закрепить основные понятия лексикологии.
Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Упр. 18 проверяется в классе у доски. Схемы рисуются на доске, примеры записываются под схемами:
1) суффиксальный: березка — береза, беловатый — белый, дуб — дубок (окончание нулевое);
2) приставочный (окончание не отмечено, значит, это может быть только наречие, так как деепричастия не образуются приставочным способом): нелегко — легко, наверх — верх;
3) приставочно-суффиксальный. подоконник — окно, загородный — город;
4) сложение: златоглавый, глазомер;
5) сложение: корнеплод, кашевар;
6) сложение с одновременным присоединением суффикса: чистоплотный, сладкоежка.
2. Упр. 20 — взаимопроверка; формулировка правила правописания приставок пре- и при- — вслух.
3. Упр. 23 — взаимопроверка; выборочная проверка у доски (трудные случаи).
II. Повторение темы «Лексика и фразеология»
1. Теоретические вопросы:
— Что такое лексика?
— Что изучает лексикология?
— Какие лексические разряды слов вы знаете? (Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы. В сильных классах ученики знают, что такое паронимы, омофоны, омографы, диалектизмы, профессионализмы.)
— На какие группы делятся устаревшие слова? (Архаизмы — устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; применяются в поэтической речи: очи (глаза), ланиты — (щёки), чело (лоб). Историзмы — слова, обозначающие устаревшие понятия, отсутствующие в современном языке: конка (трамвай на конной тяге), ямщик (возница, кучер на ямских, почтовых лошадях), рядчик (наниматель рабочих).)
— Что такое фразеологизм?
На какие группы делятся фразеологизмы? (Книжные: датьслово, честь имею, держать ответ; разговорные: совать нос, набить карман, подложить свинью.)
2. Сообщения учеников о лексических разрядах слов.
3. Практические задания:
1) Упр. 24 — устно.
2) Определение лексического значения слов, многозначности — упр. 25. Можно дать задание по вариантам: каждому ряду (или варианту) — подготовить одно из трех заданий упражнения на 3-4 минуты, после чего проверить в классе.
I часть. Слова, употребленные в переносном значении: ушла, глубокое (молчание), царствовало.
II часть. Лексические значения: загорелись — здесь: ярко расцвели; озябли — замерзли; лепечут — здесь: шелестят.
III часть. Идет — 1) выражение согласия; 2) выражение соответствия, гармоничности; 3) выражение протяженности; 4) выражение движения; 5) выражение стремления.
Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными. Например, свежий — чистый (снег), яркий (цвет), бодрый (человек), последний (репортаж, материал в газете); оставить — лишить чего-нибудь (оставить без работы), удалиться, уйти (оставить пост), поделиться чем-либо (оставить кусочек торта сестре), прекратить, перестать (Ах, оставьте!).)
3) Закрепление понятия о неологизмах.
Упр. 27: на выполнение задания 2-3 минуты, после чего обсуждаем примеры в классе и записываем лучшие. (Примеры слов, появившихся в языке в последние годы: саммит, спонсор, дискета, хакер, сканер. Примеры предложений: Спонсор — лицо или организация, финансирующее какое-либо мероприятие как с целью его поддержки, так и с целью саморекламы. Хакер — это человек, хорошо знакомый с компьютерными технологиями, он незаконно «взламывает» системы защиты секретных данных, иногда просто для «развлечения». Сканер считывает изображение и переводит его в память ЭВМ.)
4) Закрепление понятия о синонимах.
Упр. 29 (устно; обратить внимание на стилистическую окраску слов), 30 (устно ответить на вопросы, записать предложения или словосочетания).
5) Закрепление понятия о фразеологической системе языка
Упр. 31 (устно). Упр. 34 разобрать в классе, после чего выполнить письменно.
Упр. 32 выполнить письменно по вариантам (по 4 предложения) с последующей взаимопроверкой и обсуждением в классе.
III. Словарная работа
Записать слово в рамке: деликатный; определить с помощью словаря его лексическое значение, выяснить его происхождение; подобрать к слову синонимы и антонимы.
IV. Занимательная лингвистика.
Игра «Кто больше?» (3-5 мин).
Приведите примеры фразеологизмов (красной нитью, играть роль, медвежья услуга, крокодиловы слезы, подводные камни и т. д.). За каждый правильный ответ дается фишка (можно просто нарезать цветную бумагу). Выигрывает тот, кто назвал больше фразеологизмов.
Домашнее задание
1. Повторить тему «Морфология», подготовить вопросы по теме.
2. Упр. 28, 33.