Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
Цель урока: закрепить умение находить вводные слова и предложения в тексте, показать роль междометий и слов «да», «нет» в предложении, закрепить навыки правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение, реализация межпредметных связей.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словосочетание: найдите примеры со связью примыкание:
1) твердо решил, 2) решили задачу, 3) трудное предложение, 4) читать лежа, 5) очень хорошо, 6) дверь на балкон. (Ответ: 1, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы.
(Составить вопросы к теме могут сами ученики, тогда они по очереди задают их друг другу.)
— Какие слова в предложении называются вводными?
— Какова роль вводных слов в предложении?
— Какие значения могут иметь вводные слова и вводные предложения?
— Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?
— В чем сходство вводных слов с междометиями и словами «да», «нет»?
2. Упр. 365 (III, IV) — комментированное чтение. Обратим внимание на предложение (По словам старожилов), в этой неширокой, но глубокой реке раньше было много рыбы. Здесь важно не ошибиться, приняв за противопоставление конструкцию с союзом «но». Противопоставления нет, поэтому «неширокой» (заменим синонимом узкой) пишется слитно.
3. Упр. 366 — взаимопроверка.
III. Закрепление изученного
1. Комментированное письмо.
Записать предложения, объяснить правописание слов и постановку знаков препинания, указать значения вводных слов и предложений.
1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4) Кажется, ваша история там наделала много шуму.
5) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань.
8) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
Обратим внимание на последнее предложение, в котором слово «казалось» служит частью составного именного сказуемого и не выделяется запятыми (сравним с предложением № 3).
2. Упр. 367 — устно.
IV. Предложения с междометиями и словами «да», «нет»
1. Повторение.
— В чем особенность междометия как части речи?
Комментарий: Междометие —
1) Особая часть речи, которая выражает, не называя, различные чувства и побуждения.
2) Не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
3) Междометия не изменяются; не являются членами предложения, хотя иногда могут выступать в их роли: Грянуло победное «ура» (ура — в значении подлежащего.) Ай да удалец! (Ай да— в значении определения.)
4) Междометия бывают непроизводными (ай, ах, фу, э и т. д.) и производными, образованными от других частей речи (Боже мой! Мама! Ужас! и т. д.)
2. Упр. 368 — устно.
3. Изучение теоретического материала.
Прочитаем примечание к § 33 (с. 165) и сделаем вывод: междометия и слова «да» и «нет» сходны по роли и положению в предложении с вводными словами и предложениями; и те и другие могут употребляться как отдельные предложения.
V. Тренировочные упражнения
Упр. 370 — выразительное чтение, комментированное письмо (предложения записываются и на доске).
Упр. 374 (культура речи) — устно.
Упр. 371 и 372 — по вариантам с последующей взаимопроверкой и устными ответами на вопросы.
VI. Словарная работа
Записать слова в рамках: сезон, фантазия, воображение, информация, информировать. Указать их лексические значения.
Домашнее задание.
§ 33, упр. 369.