Подлежащее - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Подлежащее - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: обобщить знания о подлежащем; расширить представления о подлежащем, его признаках, способах выражения; отрабатывать навыки выделения главных членов предложения; исправлять и предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание способов выражения подлежащего; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять подлежащее в предложении по грамматическим признакам, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Поверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение сочинений.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте предложение (записано на доске) несколько раз так, чтобы логическое ударение падало на разные слова. Поставьте вопросы к каждому варианту.

Бобры строят хатки.

Комментарии

Если логическое ударение на первом слове, вопрос: Кто строит хатки? Если на втором слове — Что делают бобры? Откуда у бобров жильё? Если на третьем — Что строят бобры?

— Найдите двусоставное предложение.

1) Вновь восток зарёю озарило.

2) Легки облака на рассвете.

3) С крыши сбросили снег.

4) Золотым лучом деревню облило.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 55).)

2. Эвристическая беседа

— Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы детей.)

— А кто действует в следующих предложениях?

Загородный лес пересечён множеством тропинок.

Задача решена программистом с помощью компьютера.

Комментарии

В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? и не должно зависеть от других членов предложения.

— Чем может быть выражено подлежащее? (Ответы детей.)

На самом деле в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие самостоятельные части речи и даже междометие. Убедимся в этом, прочитав материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

3. Работа по учебнику

(Чтение определения, теоретических сведений (с. 55, 56).)

4. Составление обобщающей таблицы

Способы выражения подлежащего

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в именительном падеже

Солнце светит всем

Местоимение в именительном падеже

Мы никогда не ссоримся

Числительное в именительном падеже

Двенадцать делится на шесть

Прилагательное или причастие в значении существительного

Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлёк всеобщее внимание

Неопределённая форма глагола

Курить — здоровью вредить

Наречие

Очевидно не значит верно

Междометие

Вдали послышалось ку-ку

Неделимое словосочетание

Прошло несколько дней

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 90 — комментированное письмо.

2. Упр. 92 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

Комментарии

Обратим внимание на последний пример: кормить завтраками — фразеологизм, который не сразу узнаваем. Его значение: постоянно обещать сделать что-либо и не выполнять обещанного. Пример предложения, где этот фразеологизм выступает в роли подлежащего: Кормить завтраками не пристало порядочному человеку.

3. Упр. 94 — устное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 56).

— Составьте с этими словами предложения, употребив их в роли подлежащего.

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о подлежащем?

Домашнее задание

1. § 17.

2. Упр. 91 (см. цветную вклейку учебника), 93.






Для любых предложений по сайту: [email protected]