Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Тире между подлежащим и сказуемым - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: учить определять грамматическую основу предложения; углублять знания о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Планируемые результаты: знание способов выражения главных членов предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 111 — обсуждение заданий, грамматические разборы на доске.)
III. Актуализация знаний
— Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны? Приведите примеры. (Тире в простом предложении ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Например: Волга — крупнейшая река Европы. Знание — сила.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 67, 68).)
Комментарии
Первые два вопроса (с. 68) не имеют смысла, так как тире в последнем предложении текста не пропущено, хотя это было сделано в предыдущем издании учебника.
2. Обобщение основных случаев постановки тире
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях.
1) На месте пропущенной связки в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным или числительным в именительном падеже; при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются.
Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.
Компьютер — программируемое электронное устройство.
Дважды два — четыре.
2) Хотя бы один из главных членов выражен неопределённой формой глагола.
Курить — здоровью вредить.
Рвать первоцветы — большой вред для природы.
3) Перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, значит (в значении это есть).
Мороженое — вот моё любимое лакомство.
Понять — значить простить.
4) Сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
Торт — пальчики оближешь.
Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи.
1) Сказуемое присоединяется сравнительным союзом.
Ночь как день.
Ласковое слово что солнышко в ненастье.
2) Подлежащее выражено личным местоимением.
Я ученик восьмого класса.
Ты настоящий друг.
Она девушка с характером.
3) При сказуемом есть отрицательная частица не.
С другом и горе не беда.
4) Подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот.
Два сапога пара.
На постановку тире влияет интонация: если логическое ударение падает на подлежащее, тире ставится.
V. Закрепление изученного материала
1. Рассказ о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым по таблице
Рифей - древнее название Урала. Три — число магическое |
Солнце словно огненный шар |
Моё правило — говорить правду |
Мы друзья с детства |
Весна — это время обновления |
Зима не лето |
2. Работа по учебнику
1. Упр. 115 — обсуждение заданий и вопросов (до и после упражнения), комментированное письмо.
2. Упр. 116 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 117 — самостоятельное выполнение, чтение отредактированных предложений.
4. Упр. 118 — самостоятельное выполнение, обсуждение поставленной проблемы о зависимости деятельности человека от его темперамента.
VI. Подведение итогов урока
— Какие новые правила постановки тире между подлежащим и сказуемым вы узнали?
— Как можно выразить тире в устной речи?
Домашнее задание
1. § 22.
2. Упр. 119, 120 (устно).
3. Попробовать определить свой тип темперамента, направление будущей деятельности.
4. Повторить § 17—21, подготовиться к контрольному диктанту.