Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: отрывок из стихотворения для лингвистической разминки; предложения для сравнительной работы; предложения для самостоятельной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
||
II. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
- Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Сколько простых односоставных предложений вы нашли в отрывке? Подчеркните главные члены. Чем они выражены? Указывают ли глаголы, которыми выражены главные члены, на конкретное лицо? Определите вид односоставных предложений, представленных в отрывке. Объясните постановку знаков препинания, постановку мягкого знака в глаголе вспомнишь. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо высокое. (И. Тургенев.) |
Один ученик работает у доски: выразительно читает стихотворение, подчеркивает главные члены предложения. Остальные участвуют в обсуждении. Приходят к выводу, что это сложное предложение, состоящее из двух определенно-личных предложений, так как главный член предложения выражен глаголом в форме 2-го лица изъявительного наклонения и называет действие, совершаемое говорящим. Запятые ставятся между частями сложного предложения, однородными членами и выделяют деепричастные обороты |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий |
||
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте предложения, данные на с. 108 учебника. Определите, какие предложения двусоставные, какие - односоставные. - В каких предложениях действующее лицо названо, а в каких не названо и мыслится неопределенно? - На с. 108 прочитайте теоретические сведения и скажите, как называют такие односоставные предложения. - Опираясь на теоретические сведения, скажите, чем может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения? Чем выражен главный член предложения в вышеприведенных примерах? |
Читают предложения и сравнивают их. Приходят к выводу, что в первом столбике даны двусоставные предложения, а во втором - односоставные. В двусоставных предложениях действующее лицо названо, а в односоставных нет: неясно, кто выполняет действие. Читают теоретические сведения, выясняют, что такое неопределенно- личные предложения. Доказывают, что данные односоставные предложения являются неопределенно-личными: |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
||
2. Фронтальная работа |
Дает задание выполнить упр. 190. - Спишите. Подчеркните главные члены предложения; укажите, чем они выражены. Назовите неопределенно- личные предложения |
Списывают, подчеркивают главные члены, определяют, чем они выражены. Находят неопределенно-личные предложения |
Владеют базовыми предметными понятиями, конструктивными способами взаимодействия |
||
IV. Закрепление изученного материала. 1. Сравнение разных видов односоставных предложений. |
— Найдите соответствия.
|
Читают предложения, находят соответствия, выписывают в тетрадь, подчеркивают главные члены, указывают вид предложения. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий. |
||
2. Самостоятельная работа |
- Спишите, обозначьте, какой формой глагола выражен главный член в неопределенно-личных предложениях. 1. Мудрого и без слов узнают. 2. (Не)всякий гриб в лукошко кладут. 3. Знай больше, да говори мен..ше. 4. Хлеб-соль еш(?), а правду реж(?). 5. Умную голову почитают (с)молоду. 6. С людьми с..ветуйся, а своего ума (не)теряй. 7. Друга на деньги (не)куп..шь. 8. В лес дров (не)возят. 9. Рваным нев..дом рыбу (не)лов..т. 10. Лежа хлеб (не)добуд..шь |
Самостоятельно работают с предложениями. Указывают, какой формой глагола выражен главный член в неопределенно-личных предложениях. Вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки |
Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагирует на оценку сверстников и учителя |
||
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 33, упр. 191. Принести на следующий урок инструкцию по эксплуатации различной техники или рекомендации по использованию того или иного предмета |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |