Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению безличных предложений, обозначающих состояния природы и человека; нахождению главного члена безличных предложений, определению способа его выражения; использованию безличных предложений в заданной речевой ситуации, двусоставных и односоставных безличных предложений как синтаксических синонимов; различению разных способов выражения главного члена безличного предложения; нахождению безличных предложений, выступающих в роли побудительных, определению способа выражения их главного члена, правильному интонированию данных предложений |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: глаголы для работы с морфемным составом слова, предложения для диктанта с грамматическим заданием |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Работа с морфемным составом слов |
- Сделайте морфемный разбор слова безличный. - Опираясь на морфемный состав, определите значение этого слова. - Вставьте пропущенные буквы. Определите лицо данных глаголов: хоч..т, дума..т, вид..т, пиш..т, слыш..т. - От данных глаголов образуйте глаголы с суффиксом -ся. - Как изменилась категория лица в данных глаголах? |
Разбирают слово по составу, графически обозначают морфемы. Дают определение слова: без лица. Вставляют пропущенные буквы, определяют лицо глаголов. Образуют глаголы: хочется, думается, видится, пишется, слышится. - Суффикс -ся превращает личные глаголы в безличные |
Владеют базовыми предметными понятиям, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий |
III. Формирование новых знаний. Самостоятельные наблюдения обучающихся |
- На с. 110 учебника в материалах для самостоятельных наблюдений найдите предложение с безличным глаголом. - Есть ли в этом предложении подлежащее? Можно ли употребить здесь подлежащее? Двусоставное оно или односоставное? Называется ли в этом предложении тот, кто производит действие? Почему это предложение называется безличным? - Прочитайте остальные предложения. Называется ли в них лицо? Двусоставные они или односоставные? Почему их называют безличными? - На основе проведенного анализа сформулируйте определение безличных предложений. - Во всех ли безличных предложениях, приведенных на с. 110, главный член выражен безличным глаголом? - Прочитайте на с. 111 теоретические сведения о том, чем может быть выражен главный член безличного предложения. Найдите соответствующие примеры |
Выделяют предложение: Зимой рано смеркается. Приходят к выводу, что в этом предложении нет и не может быть подлежащего. Оно односоставное. Лицо, которое производит действие, не называется и не может быть названо, поэтому данное предложение называют безличным. Те же выводы делают в результате работы с другими предложениями. Формулируют определение: безличное предложение - односоставное предложение, в котором не называется тот, кто производит действие. - Главный член безличного предложения может быть выражен не только безличным глаголом. Читают теоретические сведения и находят примеры для каждого случая |
Владеют навыками работы с материалом учебника, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий |
IV. Работа по теме урока. 1. Фронтальная работа. 2. Работа по вариантам. 3. Диктант с грамматическим заданием |
Дает задание выполнить упр. 199. - Выпишите сначала безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека. Подчеркните главный член и определите, чем он выражен. Какой способ выражения главного члена не представлен? Объясняет задания упражнений, разбирает примеры, приведенные в образцах. I вариант - упр. 201. II вариант - упр. 202. После выполнения упражнений проводит проверку. - Запишите предложения, подчеркните главные члены, составьте схемы. Определите виды односоставных предложений. 1. Мне стало душно, и я открыл окно. 2. Была середина июля, дождя давно не было. 3. Мне говорили, что он занимается в секции самбо. 4. В передней позвонили, и сестра пошла открывать. 5. Смеркалось, и на улице зажгли фонари. 6. Зайди ко мне, и я дам тебе интересную книгу |
Выполняют задание упражнения. Приходят к выводу, что в упражнении нет предложения, в котором главный член выражен существительным в родительном падеже с ни или не. Двое учеников работают на закрытых досках, остальные - по вариантам в тетрадях. Проверяют правильность выполнения задания. Записывают предложения, выполняют задание учителя |
Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и проверку учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку сверстников и учителя. Принимают и сохраняют учебные задачи |
V. Итог урока. |
- Что нового вы узнали на уроке? |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Рефлексия учебной деятельности |
Домашнее задание: § 35, упр. 203 |