Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения однородных членов, типами связи и средствами связи между однородными членами; обучения распознаванию однородных членов предложения и произношению их с соответствующей интонацией, составлению графических схем однородных членов, использованию однородных членов предложения в заданной ситуации |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для лингвистической разминки; слова для словарной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
- Из данных предложений выпишите только осложненные. (См. Ресурсный материал.) - Сделайте графический разбор выписанных предложений. Чем осложнено каждое из них? |
Выписывают осложненные предложения, делают графический разбор |
Владеют базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- На с. 124 учебника приведены черновая и окончательная редакции предложения из поэмы А. Пушкина “Цыганы”. Употребление какой синтаксической конструкции помогло точнее описать жизнь людей в городе? -На с. 125 прочитайте определение однородных членов предложения. Составьте алгоритм проверки правильности выделения однородных членов. - Сравните два предложения: Дома улицы ярко освещены. Дома, улицы ярко освещены. - Опираясь на составленный алгоритм, докажите, что в первом предложении слова дома, улицы не являются однородными членами, а во втором являются. - Сделайте вывод: какой связью соединены между собой однородные члены. |
Знакомятся с редакциями поэмы А. Пушкина. Приходят к выводу, что употребление однородных членов помогло детальнее описать жизнь людей в городе. Читают теоретические сведения об однородных членах. Составляют алгоритм проверки правильности выделения однородных членов. Образец: 1. Относятся ли к одному и тому же члену предложения. 2. Отвечают ли на один и тот же вопрос. 3. Одинаковую ли синтаксическую функцию выполняют. Сравнивают предложения, применяют составленный алгоритм. - Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной связью. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Осуществляют логические действия. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
- Дочитайте теоретические сведения на с. 125 до конца и скажите, что еще вы узнали об однородных членах предложения. |
Дочитывают теоретические сведения; узнают, что однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения могут быть распространенными. |
||
2. Словарная работа. |
Организует работу со словами: чудится, кажется, мерещится, грезится. - Объясните, почему эти глаголы написаны без мягкого знака. - Выполните морфемный разбор данных слов. Почему в корне слова грезится пишется e! - Объясните выбор гласных в окончаниях. Для этого запишите неопределенные формы данных глаголов, определите спряжение глаголов. |
Переписывают слова в столбик. Объясняют правописание глаголов. Делают морфемный разбор слов, объясняют правописание безударной гласной в корне слова. Записывают неопределенные формы данных глаголов, определяют спряжение, объясняют выбор гласных в окончаниях данных глаголов. |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстника- |
3. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 225. - Спишите, найдите однородные члены. Докажите правильность их выделения, опираясь на алгоритм. Найдите распространенные однородные члены. Графически покажите их отношения. |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. |
|
4. Диктант |
Проводит диктант по упр. 234, предварительно проанализировав сложные места в тексте упражнения |
Участвуют в обсуждении текста, пишут под диктовку |
Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 40, упр. 232 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
1. Воздух делается чист и ясен.
2. Солнечный свет ослепительно сверкает сквозь листву.
3. Дожди, не прекращаясь, поливают с утра до вечера.
4. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце.
5. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков.
6. Черный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.
7. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня...
8. Это было потоками заливающее окрестность половодье.