СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами, обучения выполнению устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для игры “Редактор”, карточки для самостоятельной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Игра “Редактор”

- Объясните, чем вызваны ошибки в употреблении однородных членов:

покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом.

- Сравните, как подобные сочетания используются в художественной литературе:

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт. (А. П. Чехов.)

- Найдите и исправьте ошибки в употреблении однородных членов:

В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин.

В ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний. Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах

Замечают, что ошибки вызваны сопоставлением несопоставимых, неоднородных понятий.

Делают вывод, что в художественной литературе подобные ошибки используются как стилистический прием для создания комического эффекта.

Находят ошибки: в первом предложении обобщающее слово стоит в одном ряду со словом, имеющим более узкое значение; во втором - сказуемое может употребляться только со словом предложения; замечания не вносят, а делают; в третьем - неправильно составлены пары однородных членов

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

2. Фронтальная работа

- Познакомьтесь с порядком синтаксического разбора предложения с однородными членами. Сравните его

с порядком разбора двусоставного предложения. Какие вносятся дополнения?

Дает задание выполнить упр. 276.

- Выполните письменный синтаксический разбор предложений с однородными членами

Знакомятся с порядком синтаксического разбора. Отмечают, что добавляется пункт о том, что предложение осложнено однородными членами, где необходимо определить, какие это однородные члены и как они связаны между собой.

Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях

Владеют навыками работы с учебником. Осуществляют логические операции. Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль учебных действий

IV. Проверка усвоения знаний.

Работа по карточкам

- Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выполните письменный синтаксический разбор. (См. Ресурсный материал.)

Списывают предложения, расставляют знаки препинания, выполняют письменный синтаксический разбора

Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебной деятельности

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: § 45, упр. 277

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

1. Смех крики ропот шум и ржанье все дышит буйством и войной.

2. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация а также дикорастущий терн зеленели приветливо и свежо.

3. Лоси и медведи волки и лисы многие другие звери водятся в наших лесах.

4. Ни дерево ни вода ничто не шелохнется.

5. Он слышал все в этот час всякий шорох утра каждый запах треск сучка шелест земли.

6. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

7. На песках все особенное и травы и кустарники и птицы и насекомые.

8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох и внизу под ногами и на камнях и на ветках деревьев.

9. И утесы и море и горы и берег все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску.

10. Футбол хоккей этими видами спорта увлекается большинство школьников.

11. Лиственные деревья осины ольха березки еще голы.

12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери бурые медведи лоси олени косули.






Для любых предложений по сайту: [email protected]