Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами обособления приложений; обучения распознаванию приложения, нуждающегося в обособлении, выделению на письме обособленных приложений, объяснению условий обособления, использования тире для выделения приложения. включению распространенных приложений в заданную речевую ситуацию, правильной расстановке знаков препинания |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: схема обособления определений; предложения для комментированного письма; предложения для предупредительного диктанта |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Повторение пройденного. 2. Самостоятельные наблюдения. |
- Опираясь на схему (см. урок 59), расскажите об условиях обособления определений. - На с. 171 учебника ответьте на предлагаемые вопросы. - Прочитайте правило, которое применяется при обособлении приложений, на с. 172. - Назовите общие критерии, по которым обособляются определения и приложения. |
Опираясь на схему, выстраивают ответ. Отвечают на вопросы учебника. Знакомятся с правилами обособления приложений. Приходят к выводу, что они схожи с правилами обособления определений. Отмечают, что так же обособляются приложения, относящиеся к имени собственному и стоящие после него. |
Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками работы с учебной статьей, базовыми предметными понятиями. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
- Назовите критерий, по которому обособляются только приложения. - При каком условии приложение обособляется с помощью тире? |
|||
3. Комментированное письмо. |
- В предложениях назовите приложения, определите их место по отношению к определяемому слову, обозначьте на письме пунктуационно. 1. Со старшей, Верочкой, меня связывала долгая дружба. 2. Местные охотники, звероловы, вышли в тайгу. 3. К брату зашел наш сосед, студент. 4. В лодке сидели старик рыбак и его внучка, школьница. 5. Через дорогу с тихим задумчивым свистом перелетели и сели на елку два снегиря - вестники белых узоров зимы. 6. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком. 7. Страж рыбаков и друг их неизменный, маяк горит бессменно на посту. |
Записывают предложения, находят приложения, определяют их позицию по отношению к определяемому слову, ставят необходимые знаки препинания. |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий. |
4. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 308. |
Записывают предложения, подчеркивают грамматические основы. Находят приложения, указывают способ их выражения, указывают их синтаксическую функцию в предложении. |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. |
5. Предупредительный диктант |
- Запишите предложения под диктовку. Обозначьте приложения. Составьте схемы предложений. 1. Мы шли обочиной дороги, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями, еще не высохшими после снега. 2. Жаворонки, невидимые в воздухе, наполненном парами и светом, заливались над степью безотчетно-радостными трелями. 3. Русский язык - это звучный и выразительный язык, гибкий и мощный в своих оборотах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам. 4. Был поздний вечер, задумчивый, по-осеннему теплый |
Записывают предложения. Обозначают приложения, составляют схемы предложений |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Назовите условия обособления приложений. Домашнее задание: § 50, упр. 307 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |