Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами уточняющих членов предложения, правилами выделения уточняющих членов предложения; обучения нахождению обособленных членов предложения, разграничению обособленных обстоятельств, определений и уточняющих членов предложения, графическому объяснению условий обособления, нахождению обособленных уточняющих членов предложения, выделению их знаками препинания, определению их текстообразующей роли, распознаванию обособленных обстоятельств уступки с предлогом несмотря на, выделению их запятыми, распознаванию обособленных определений и уточнений в художественном тексте, объяснению использования авторских выделительных знаков вместо запятых, определению их роли в раскрытии авторского замысла, использованию предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс / Н. В. Егорова. М.: ВАКО, 2005; предложения для лингвистической разминки |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Лингвистическая разминка. |
- Прочитайте предложения: Далеко, в лесу, раздавались удары дровосека. Далеко в лесу раздавались удары дровосека. - Как вы думаете, в каком предложении подразумевается, что автор находится в лесу, а в каком - нет? - Рассмотрим первое предложение. Каким членом предложения является наречие далеко? Достаточно ли конкретно его значение? Какие слова делают это значение более конкретным, уточняют его? Задайте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и ответьте на него: далеко (а именно?) ... - Какую роль играет обстоятельство, стоящее после наречиядалеко? Это обстоятельство является уточняющим членом предложения. - Как выделяются на письме уточняющие члены предложения? Как они выделяются в устной речи? - Проследим, как уточняющая интонация влияет на смысл предложения. - Прочитайте данное предложение сначала с перечислительной интонацией, а затем - с уточняющей. Как изменится количество человек, находящихся в лодке, в зависимости от интонации? В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка. |
Читают предложения. Приходят к выводу, что в первом предложении подразумевается, что человек находится за пределами леса, а во втором - в лесу. Выясняют, что наречие далеко является обстоятельством. Его значение недостаточно конкретно. Большую конкретность придают слова в лесу, следующие за наречием. Задают вопрос и подтверждают свои выводы. Отмечают, что обстоятельство, стоящее после наречия, уточняет его значение. Отмечают, что на письме уточняющие члены предложения могут выделяться запятыми, а в устной речи - с помощью интонации. Наблюдают над тем, как изменяется смысл предложения в зависимости от интонации. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль учебных действий. |
2. Работа с теоретическим материалом. |
- На с. 183 учебника прочитайте о том, в каких случаях обособляются уточняющие члены. |
Работают с теоретическими сведениями. Отвечают на вопросы учителя. |
Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
3. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 324. |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. |
Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы |
4. Самостоятельная работа |
Дает задание выполнить упр. 325 |
Списывают предложения, подчеркивают обособленные члены предложения, расставляют знаки препинания |
|
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? |
Делают выводы и обобщения. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Домашнее задание: § 52, упр. 326 |
Записывают задание, задают уточняющие вопросы |