Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБРАЩЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для изучения функций обращения, способов его выражения, пунктуационного выделения; обучения подбору примеров, иллюстрирующих назначение обращений; способствовать развитию умений интонационно правильно произносить предложения с обращениями, обнаруживать их в тексте, разграничивать обращение и подлежащее |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова для проведения словарного диктанта; задание для самостоятельной работы; материал для проведения объяснительного диктанта; тестовые задания |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
В начале урока проводит анализ ошибок, допущенных в диктанте по теме “Обособленные члены предложения”. Организует и проводит работу над ошибками*. Проводит словарный диктант. (См. Ресурсный материал.) Организует взаимопроверку |
Анализируют ошибки, допущенные в контрольном диктанте; выполняют работу над ошибками, при необходимости обращаясь за помощью учителя. Один ученик работает у доски, остальные - в тетради. Обмениваются тетрадями с товарищами по парте и проверяют написанное |
Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем |
III. Работа по теме урока. Работа с теоретическим материалом (самостоятельная работа) |
Дает задание самостоятельно ознакомиться с материалом учебника на с. 195-199 и ответить на вопросы: 1) Что такое обращение? Приведите примеры предложений с обращениями. 2) Являются ли обращения членами предложения? 3) Как выделяются обращения в устной речи и на письме? Можно дать задание самостоятельно заполнить пропуски в тезисах. (См. Ресурсный материал.) |
Работают с теоретическим материалом учебника. Отвечают на вопросы. Выполняют задание |
Владеют навыками работы с учебником, учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
IV. Закрепление изученного материала |
1. Дает задание выполнить упр. 343. 2. Дает задание выполнить упр. 344. 3. Дает задание выполнить творческую работу по упр. 346. 4. Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.) Задание: обозначить обращение буквой О, указать распространенные обращения. 5. Организует самостоятельную работу по упр. 348 |
Списывают предложения, расставляя знаки препинания, обозначают обращение буквой О. Читают предложения, интонационно выделяют обращения. Составляют 3-4 предложения на тему “Мое любимое дерево”, используя распространенные обращения. Перед написанием диктанта объясняют орфограммы, пунктуацию, называют обращения. Выполняют задания упражнения |
Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль |
V. Тестовые задания |
Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.) |
Выполняют тестовые задания |
Владеют базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль |
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: учить правила на с. 195-199 (§ 55- 57); выполнить упр. 347 |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
* Данная работа проводится по усмотрению учителя в зависимости от результатов написания обучающимися контрольного диктанта, типа и характера допущенных ошибок.
Ресурсный материал
Словарный диктант
Акация, ассортимент, витрина, искусство, кутюрье, металл, предшественник, соотечественник, терраса, компаньон, аромат, поликлиника.
Задание для самостоятельной работы
Обращение
- Обращение помогает _________________________
- Назначение обращений _________________________
- В древнерусском языке обращения выражались с помощью _________________________ падежа.
- В современном русском языке для обращения используют _________________________
- В роли обращения обычно выступает _________________________
- Графически обращение обозначается _________________________
- Обращения бывают _________________________ и _________________________
- Обращение может находиться _________________________ предложения.
- Обращение пунктуационно выделяется _________________________
- Междометие отличается от обращения _________________________
- В предложении обращение _________________________ является _________________________
Объяснительный диктант
Мать - Россия моя,
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить...
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная,
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя,
Родина светлая!
(С. Островой).
Тестовые задания
1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
1) Ты с басом Мишенька садись против альта.
2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.
3) Стихнут ветры перестанут бури.
4) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.
Ответ: 1).
2. Найдите ошибку в оформлении обращения.
1) Цвети, Отечество святое.
2) Ты помнишь ли былое, Неман?
3) Широко, ты степь, пораскинулась, к морю Черному понадвинулась.
4) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнемся!
Ответ: 3).
3. Укажите предложения с распространенными обращениями (знаки препинания не расставлены).
1) О жизнь моя как ты мне дорога!
2) Сыпь ты черемуха снегом.
3) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!
4) Мы старые друзья с тобою ветер.
Ответ: 1), 3).