Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ДИАЛОГ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами пунктуационного оформления диалога; обучения соотнесению структуры предложения с его схематической записью, анализу языковых средств, помогающих автору в реализации замысла произведения, объяснению текстообразующей роли диалога как вида прямой речи, составлению его графической схемы, использованию логическими синонимами для более точного обозначения характера речи |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: схемы предложений; предложения для организации и проведения повторения; текст диктанта |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Повторение изученного материала |
На доске записаны предложения. 1) Его можно приручить. 2) Не грусти, мама. 3) Стой, кто бежит? 4) Как здорово плавать в реке. 5) Знать историю своего города необходимо. 6) Теперь я не пропаду. |
Вставляют в предложения комментирующую часть в соответствии со схемами |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
III. Работа по теме урока |
Дает задание ознакомиться с теоретическим материалом на с. 233 учебника. - Сколько реплик в вашем диалоге? - Какие из них вы употребили без комментирующей части, а какие - с ней? |
Знакомятся с материалом, составляют и записывают диалог, читают выразительно по ролям, комментируют. Отвечают на вопросы. Читают правила в учебнике на с. 234 |
Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют навыками работы с учебной статьей |
IV. Закрепление изученного материала |
1. Дает задание выполнить упр. 414. |
Списывают диалог, вставляя знаки препинания, заменяя глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку сверстников, учителя |
2. Дает задание выполнить упр. 412. |
Выполняют задание устно. Читают наизусть отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети” по ролям, анализируют языковые средства, объясняют текстообразующую роль диалога. |
||
3. Организует и проводит словарную работу. Обращает внимание на ударение в словах, данных в рамке на с. 234 учебника. 4. Дает задание выполнить самостоятельную работу по упр. 416. 5. Проводит диктант. (См. Ресурсный материал.) |
Читают слова, составляют предложения с ними. Выполняют самостоятельную работу. Пишут диктант |
||
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упр. 414, 417 (по выбору) |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Диктант
ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ
Июнь 1941 года. Последние экзамены. Зоя переходит в десятый класс, а через несколько дней начинается война. Зоя хочет стать бойцом, уходит добровольцем в истребительный батальон. Она прощается с матерью и говорит ей:
- Не плачь, родная. Вернусь героем или умру героем.
И вот Зоя в казарме, в большой и показавшейся ей суровой комнате, перед столом, за которым сидит командир отряда. Он долго и испытующе вглядывается ей в лицо.
- Не боитесь?
- Нет, не боюсь.
- В лесу, ночью, одной ведь страшно?
- Нет, ничего.
- А если врагу попадетесь, если пытать будут?
- Выдержу...
Ее уверенность подкупила командира, он принял Зою в отряд.
(В. Лидин.)