Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для повторения материала о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, взаимосвязи синтаксиса и морфологии; совершенствовать умения выполнять синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: таблица “Части речи” |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|||
II. Анализ диктанта. Работа над ошибками |
Проводит анализ диктанта. Организует работу над ошибками |
Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте. В случае необходимости обращаются за педагогической поддержкой |
Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
|||
III. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка |
- Заполните пустые клетки таблицы: |
Изучают таблицу; вспоминают все, что знают о частях речи; подбирают примеры для каждого случая |
Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из таблицы, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя |
|||
Часть речи |
Вопросы |
Значение |
Пример |
|||
Кто? Что? |
Предмет |
|||||
Что делает? |
Действие |
|||||
Какой? Чей? |
Признак |
|||||
Что делающий? Что сделавший? |
Признак по действию |
|||||
Что делая? Что сделав? |
Признак действия |
|||||
Как? Куда? Где? Почему? Когда? |
Признак признака, признак действия |
|||||
IV. Работа по теме урока. 1. Беседа по упр. 433. |
- Прочитайте текст упр. 433. Ответьте на вопрос: почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики - грамматике? - Назовите, какими членами предложения чаще всего выступают существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, причастия, наречия, деепричастия. |
Читают текст упражнения. Приходят к выводу, что единицы морфологии (части речи) являются строительным материалом для единиц синтаксиса, поэтому морфология и синтаксис объединены в раздел грамматики. |
Владеют навыками работы с учебником. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений учителя. |
|||
2. Практическая работа. |
- Можете ли вы однозначно определить вне контекста, какой частью речи является слово светило? - Составьте предложения, в которых это слово будет существительным и глаголом. Укажите, какой частью речи выражены слова в данных предложениях, определите их синтаксическую функцию. |
Замечают, что это слово в разных контекстах может быть существительным или глаголом. Составляют предложения. Наблюдают за изменением синтаксической функции данного слова. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. |
|||
3. Фронтальная работа |
Дает задание выполнить упр. 434, 435 |
Списывают предложения, графически указывают члены предложения, надписывают части речи, которыми они выражены |
Владеют способами конструктивного взаимодействия |
|||
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Почему морфология и синтаксис объединены в раздел грамматики? Домашнее задание: упр. 436 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |