Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИС И ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для повторения материала по теме “Синтаксис и орфография”, правил с изученными орфограммами; объяснения синтаксических условий выбора правильного написания; обнаружения ошибок в правописании слов, исправления их; объяснения условий выбора правильного написания; выявления знаний о взаимосвязи синтаксиса и орфографии |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Лингвистическая разминка. 2. Фронтальная работа. 3. Работа по карточкам |
- Можем ли мы определить верное написание слова воспита(н, нн)а, не зная, какую функцию оно выполняет в предложении? - Сравните предложения: Девочка воспитанна. Девочка хорошо воспитана родителями. - Как связаны между собой синтаксис и орфография? Дает задание выполнить упр. 448, 450. - Найдите ошибки в указанных орфограммах, исправьте их. (См. Ресурсный материал.) |
Принимают активное участие в обсуждении. Выполняют упражнения, вспоминая орфограммы, применяя правила на письме. Работают с карточками, проверяют друг друга |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические операции. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Осуществляют контроль учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? |
Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
- Какие задания выполняли? |
|||
- Какие задания вызвали затруднения? Почему? |
|||
Домашнее задание: упр. 451 |
|||
Ресурсный материал
Карточка 1
Задание: в предложенном тексте допущено 3 орфографических ошибки на правописание безударных личных окончаний глаголов. Найдите и исправьте ошибки.
Любовь к книге прививаится с детства. В доме должны быть книги - они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. Каждый книжный шкаф в комнате - не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, чем живешь, что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости приглашаишь именно тех, с кем испытываешь потребность общения.
Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особое постоянство: любимая книга не изменет и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.
(В. Лидин.)
Карточка 2
Задание: в предложенном тексте допущено 3 орфографических ошибки на правописание безударных личных окончаний глаголов. Найдите и исправьте ошибки.
ВОЛОСАТОЕ ДЕРЕВО
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидить дерево... волосатое. Увидишь - и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь - так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!
Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое.
Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустется со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться. Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесывает. Одна коза почешется, другая потрется, третья поскребется - вот дерево шерстью и обрастаит. Стоит волосатое дерево всем на удивление.
(По Н. Сладкову.)
Карточка 3
Задание: в предложенном тексте допущено 3 орфографических ошибки на правописание безударных личных окончаний глаголов. Найдите и исправьте ошибки.
О ЯЗЫКЕ
Как правильно: ехай, едь или езжай? С раннего детства мы знаим, что русский язык очень богат, гибок, способен выразить весь необходимый смысл, причем выразить метко, образно. И все же иногда выясняется, что всего многообразия и гибкости языка вдруг не хватаит на образование той или иной формы слова. В самом деле, мы не употребляим в повелительном наклонении такие распространенные глаголы, как видеть, слышать, хотеть. И уж совсем обидно за глагол ехать. Ведь он так часто нам нужен. “Ехай сам”. “Езжай налево”. “Едь поскорее”. Все это неправильные употребления. А единственная возможность выразить свою волю - это форма поезжай.
(По Е. Гавриловой.)
Карточка 4
Задание: в предложенном тексте допущено 3 орфографических ошибки на правописание безударных личных окончаний глаголов. Найдите и исправьте ошибки.
ЗИМА ВЕРНА СЕБЕ
Красив лес в зимнем убранстве. Крепко спят деревья. Надолго сохранишь радость свидания с зимним лесом. Станишь в эту пору на лыжи, объедешь простор полей, навестишь перелески и побываишь в бору.
Много интересного можно увидеть в зимнем бору. Прогулка в лесу не только физическая закалка, но и наблюдение за жизнью природы. Ходи и внимательно присматривайся, постигай лесную грамоту! А научешься читать чудесную белую книгу зимы, еще больше полюбишь родную природу и познаешь, что нигде нет такой красоты зимы, как в нашем краю.
(По А. Марину.)