Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Словосочетание. Предложение и его типы - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
Каждый из нас; любовь к Отечеству; истинный патриот; в родном краю; горячо любить; любить родину; наша страна; сердце России; родился в России; необъятные просторы; красивая природа; дышится легко; о русском характере.
• Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слова, определите тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
• Отметьте слова, которые не имеют окончаний (не изменяются).
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: “Словосочетания, как и знаменательные слова, называют предметы, действия, признаки, но делают это более конкретно и точно”. Аргументируйте свой ответ.
II
Только истинно великий человек любит свою родину и уважает чувства народов других стран.
• Дайте характеристику записанному предложению по плану: какое это предложение: 1) по характеру выражаемого отношения к действительности; 2) по цели высказывания; 3) по эмоциональной окраске; 4) по количеству грамматических основ; 5) по характеру основы; 6) по наличию второстепенных членов предложения; 7) по условиям контекста и речевой ситуации.
• Выпишите из данного предложения все словосочетания, укажите в них тип подчинительной связи между словами.
III
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка. Но какая же непостижимая сила влечёт к тебе?
(Н. Гоголь)
• Проведите синтаксический разбор последнего предложения.
• Выпишите из текста по одному словосочетанию с разными типами связи: а) согласование; 6) управление; в) примыкание. Обозначьте главное и зависимое слова.
Распределительные диктанты
I
• Распределите словосочетания в три колонки в соответствии с типом подчинительной связи: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание.
Моё мнение, сжечь дотла, кофе по-турецки, любуясь собою, сомневаюсь в этом, любящий отец, одиннадцатый час, отвечающий у доски.
• Выделите изученные орфограммы.
II
(Запишите в 1-й столбик словосочетания слов, во 2-й — все остальные сочетания.
Согласно расписанию; в течение недели; бороться и искать; ясного взора; дверь открыта; из-под чёрных ресниц; мороз и солнце; приехал вовремя; из-за туч; в продолжение отпуска; решение найдено; слушал внимательно.
• Почему сочетания слов из 2-го столбика не являются словосочетаниями? Разберите каждый случай.
• Разберите записанные словосочетания: обозначьте главное и зависимое слова, укажите способ их выражения, определите вид подчинительной связи.
Творческий диктант
I
• Запишите словосочетания в столбик.
Отцовское наследство
лесной уголок
вишнёвое варенье
земная красота
в охотничьем домишке
жизненная цель
кожаное пальто
• Обозначьте главное и зависимое слова, определите тип подчинительной связи слов.
• Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление и запишите их рядом.
*(Ключ: наследство отца; уголок леса; варенье из вишни; красота земли; в домишке охотников; цель жизни; пальто из кожи.)
* В некоторых случаях, которые могут представлять определённую трудность для учеников, даются ключи, которыми они могут воспользоваться, если будут самостоятельно работать со сборником.