Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Основные единицы синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 10. Основные единицы синтаксиса (§ 6)
Цели урока: 1) повторить с учащимися основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); познакомить с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной — в словосочетании, коммуникативной — в предложении и тексте, 2) учить находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения, разграничивать синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной.
I. Учащиеся работают над ошибками, допущенными в диктанте.
Работу над орфографическими ошибками лучше вести по типам орфограмм. Пунктуационные ошибки объясняются с помощью схем, выделения грамматических основ.
II. Вводная беседа с учащимися.
— Что изучает морфология? синтаксис?
Морфология: слово как часть речи. Синтаксис: словосочетание и предложение.
На доске написано слово синтаксис (от греч. syntaxis — составление). Читается определение слова синтаксис на с. 25 § 6.
III. Материал для наблюдений на с. 25.
Учащиеся рассматривают таблицу, записывают в тетрадях названия синтаксических единиц: словосочетание, предложение, текст. Отвечают на вопрос:
— Чем отличаются единицы языка по своему назначению?
Вывод: текст и предложение являются коммуникативными единицами, словосочетание выполняет номинативную функцию.
Читается вслух теоретический материал на с. 25—26.
IV. Закрепление материала и проверка понимания темы.
1. Учащиеся выполняют упр. 38 (составляют два предложения, сравнивают полученные предложения с известными пушкинскими строками: “Я помню чудное мгновенье...”
2. Упр. 39 выполняют устно: читают выразительно стихотворение Н. М. Рубцова “Ночь на Родине”, отвечают на вопросы:
— Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение?
— Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя?
— Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?
3. Анализ текста, записанного на доске.
Окрасилась ярким румянцем осина.
Пылают рябины багряного дня.
— В чём сила твоя?
Отвечай мне, Россия!
— В том сила моя,
Что ты любишь меня.
(В. Боков)
• Выпишите грамматические основы предложений, а также словосочетания, из которых они состоят.
• Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.
Учащиеся читают выразительно стихотворение В. Бокова, выполняют задание, отвечают на вопросы:
— Приведите примеры многозначных слов, какое из значений реализуется в тексте?
— Какие языковые средства использует поэт?
V. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод об основных единицах синтаксиса.
VI. Домашнее задание: а) выучить теоретический материал на с. 25—26; б) выполнить упр. 40 на с. 27.