Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Определение - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Урок 26. Определение (§ 25)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений, 2) учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения.
I. Опрос-закрепление.
Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный.
Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чём-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо приставки со значением предшествования.
Современники — те, кто живёт в одно время с кем- чем-нибудь.
Слово искусство заимствовано из старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать.
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самоё дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение.
Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий своё дело. 2. Умело, хорошо сделанный.
• Упр. 128 или 131 проверяются выборочно.
На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль (не)чиста.
Закрывается тополь взъерошен(н)ый
Серебристой изнанкой листа.
Задания к тексту: 1. Что придаёт тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.
II. Переход к теме урока.
Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, ещё не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке.
— Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму “дефис в прилагательном”, не с полными причастиями.
— Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание.
— Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?
Учащиеся делают выводы:
1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения.
2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.
Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы.
Далее учащиеся наблюдают материл на с. 81—82, делают выводы:
1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон.
2. Определения, отвечающие на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет.
Учащиеся читают теоретические сведения на с. 82, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.
III. Закрепление материала.
1. В упр. 133 находят определения, подчёркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого.
2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.
4. Самостоятельная работа.
В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика.
Гаснет свет, и жадными глазами
Ребятишки в прошлое глядят.
И оно проходит в тёмном зале
Шагом наступающих солдат,
Грохотом далёкого снаряда,
Немудрёной песенкой бойца,
Силой правды, славой Волгограда,
Орденом и ранами отца.
(M. Агашина)
Тестовые задания
1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения?
Ответ: г.
2. Найдите предложение с несогласованным определением.
а) Мужчины постарше собирались на охоту.
б) На третий день снегопад прекратился.
в) Дети наблюдали за летящим в небе самолётом.
г) Твой путь будет тернист.
Ответ: а.
3. Найдите предложение с согласованным определением.
а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
б) Поездку домой ожидали все.
в) На фотографии изображён человек лет тридцати.
г) Деревенские улицы тонули в зелени.
Ответ: г.
IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.