Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Обстоятельство - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения
Урок 28. Обстоятельство (§ 27)
Цели урока: 1) познакомить со способами выражения обстоятельств, видами обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки), 2) научить находить в предложении обстоятельства, использовать их в речи.
I. Часть этого урока можно провести по типу урока-семинара. Если выбрана эта форма работы, то группе учащихся поручается рассказать о видах обстоятельств. Предварительно следует дать план сообщения.
1) Грамматическое значение, вопросы, на которые отвечают обстоятельства, способ связи с главным словом.
2) Какими частями речи обычно выражаются обстоятельства.
Рекомендации учащимся:
1) дидактический материал должен содержать информацию из жизни школы, из художественной литературы;
2) время ответа каждой группы — 10 минут.
II. Краткая проверка домашней работы, в которой выясняется степень осознанности понимания сведений о приложении (упр. 142).
III. Учащиеся делают сообщения об обстоятельствах: способы выражения, виды по значению, употребление в речи, заполняют таблицу (см. с. 87).
• Учащиеся читают теоретический материал на с. 87, 92.
IV. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 143 учащиеся находят обстоятельства места, ставят к ним вопросы, подчёркивают обстоятельства условными обозначениями.
2. Из упр. 144 выписывают обстоятельства места.
Виды обстоятельств |
На какие вопросы отвечают |
Примеры |
1. Обстоятельства места |
где? куда? откуда? |
|
2. Обстоятельства времени |
когда? как долго? с какого времени? с каких пор? до какого времени? до каких пор? |
|
3. Обстоятельства образа действия |
как? каким образом? |
|
4. Обстоятельства причины |
почему? отчего? |
(И. Крылов) |
5. Обстоятельства цели |
зачем? для чего? |
(И. Крылов) |
6. Обстоятельства условия |
при каком условии? |
|
7. Обстоятельства уступки |
вопреки чему? несмотря на что? |
вопреки ожиданиям, несмотря на стужу |
8. Обстоятельства меры и степени |
в какой степени? насколько? |
необыкновенно милое выражение лица |
3. Самостоятельная работа по упр. 158.
4. Творческая работа по упр. 151, в которой надо описать свой режим дня, подчёркивая обстоятельства времени.
Тестовые задания
1. Обстоятельство не может обозначать:
а) степень
б) образ действия
в) признак
г) место Ответ: в.
2. Найдите предложение с обстоятельством времени.
а) Мы очень устали.
б) Кругом кричали коростели.
в) Вчера я приехал в Тамбов.
г) Он изменился до неузнаваемости.
Ответ: в.
3. Найдите ошибку в определении значения обстоятельств.
а) из города — место
б) быстро — цель
в) ощупью — образ действия
г) из-за болезни — причина Ответ: б.
V. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся): а) упр. 145, 146 (творческого характера); б) упр. 159 на с. 92—93.