Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения - Повторение изученного в V-VII классах
Повторение изученного в V-VII классах
Урок 2. Пунктуация и орфография (§ 1). Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (§ 2)
Цели урока: 1) научить разграничивать знаки препинания по их функциям, 2) объяснить синтаксические условия употребления знаков препинания.
I. Опрос.
Вызванный ученик даёт ответ на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.
Учитель просит нескольких учеников прочитать наизусть выученное высказывание о русском языке.
II. Устная работа по § 1.
Учащиеся читают отрывок из семейного письма А. П. Чехова и делают вывод о важности соблюдения правил орфографии и пунктуации в письменной речи.
III. Анализ таблицы на с. 8—10.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на 3-е и 4-е предложения в разделе “Знаки выделения” таблицы.
В данных предложениях конструкции, нуждающиеся в выделении, — деепричастный оборот и обращение — находятся в нулевой позиции начала и конца предложения. Поэтому один из выделительных парных знаков нейтрализуется, т. е. поглощается позицией начала предложения или знаком завершения, выделения. Знаки выделения как парные знаки препинания можно наблюдать только в том случае, если выделяемая конструкция находится в середине предложения.
Выводы учащихся после рассмотрения таблицы:
— знаки препинания по назначению делятся на 3 группы:
• знаки завершения;
• знаки разделения;
• знаки выделения.
— Наибольшее количество знаков в группе “знаки разделения”.
— Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Учащиеся выполняют упр. 6, используя данные таблицы на с. 8—10.
2. Устно делают упр. 5 на с. 7—8.
Они выразительно читают сначала первое четверостишие стихотворения Ф. И. Тютчева, затем второе, сравнивают знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший и делают вывод, что знаки завершения (вопросительный и восклицательный) помогают поэту выразить восхищение могуществом природы.
Учащиеся выразительно читают четверостишие, напечатанное во втором столбце.
V. Закрепление материала и проверка понимания темы.
1. Выборочная работа.
Выписать из упр. 7 на с. 10 предложения в такой последовательности: а) с разделительными запятыми; б) с выделительными запятыми; в) со знаками выделения и разделения.
Отметить написания, не соответствующие произношению. Какими орфографическими правилами надо воспользоваться?
2. Словарная работа. Определить лексическое значение слов аромат, акация (по школьному толковому словарю); даётся фонетико-орфографическая характеристика обоих слов, составляются с ними словосочетания, предложения.
3. Работа по развитию и обогащению речи (дифференцированная).
1-я группа учащихся (сильная) выполняет упр. 9 на с. 11. 2-я группа учащихся (слабоуспевающая) находит в тексте И. Соколова-Микитова “Наш Север” предложения, в которых знаки препинания служат для разделения и выделения.
НАШ СЕВЕР
Кому ни приходилось слышать о нашем Севере, обладающем громадным количеством больших и малых рек и живописных озёр?
Наш Север во многих местах покрыт лесом. Лес — главное его богатство. Когда побываешь в таком лесу, то невольно залюбуешься его стройными деревьями, смыкающими далеко в вышине свои ветви, сквозь которые лишь кое-где виднеется светлое северное небо. Здесь всегда прохладно и тихо. Лишь тонкий комариный звон разносится в свежем воздухе. А в зимнюю пору исчезают и эти звуки. Только изредка в белом снежном безмолвии раздастся треск какой-нибудь обломившейся ветки или послышится отдалённый гул машины, мчащейся по широкому тракту.
(По И. Соколову-Микитову)
VI. Контроль за пониманием темы.
Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о назначении знаков препинания.
И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход
С..яньем хладным солнце блещ..т
И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод
(Не)верным зол..том тр..пещ..т.
VII. Обобщение материала по теме.
— Что нового мы узнали о знаках препинания?
VIII. Домашнее задание дифференцированного характера: а) упр. 11 для более подготовленных; б) упр. 8 или 10 (1-й абзац) для недостаточно подготовленных учеников.