Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Однородные и неоднородные определения - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Простое осложнённое предложение
Однородные члены предложения
Урок 49. Однородные и неоднородные определения (§ 42)
Цель урока: научить разграничивать однородные и неоднородные определения, использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуации, распознавать употребление в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания, определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытии авторского замысла.
I. Синтаксический разбор предложений.
Огромное зло — лень, нерадивость, стремление к лёгкой жизни некоторых наших граждан. Будь непримирим к этому злу.
Данный текст даёт возможность повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
— Выделите графически однородные члены, докажите их однородность. Каковы признаки однородности?
II. Сообщение нового материала. Выбираем проблемный метод. Сопоставляем предложения.
1) Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев призывал беречь наш прекрасный русский язык.
2) Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восточноевропейских языков.
— Почему в одном случае стоит запятая, в другом нет? Анализируя примеры, убеждаемся, что обычные критерии, по которым мы определяем однородность, не помогают.
В ходе анализа примеров и чтения статьи учебника (с. 114) уясняем условия однородности определений.
III. Закрепление материала.
1. В упр. 243 ученики вставляют на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Записывают предложения, указывают неоднородные определения. Знакомятся с правописанием слов поликлиника, витрина.
2. В упр. 244 распространяют предложения двумя способами: а) чтобы определения были однородными, т. е. характеризовали предмет однотипными признаками; б) чтобы определения были неоднородными, т. е. характеризовали предмет с разных сторон.
3. Диктант по упр. 247.
Рекомендации учителю: обратить внимание на знаки препинания между частями сложного предложения.
Тестовые задания
1. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.
б) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.
в) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего неба.
г) Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.
Ответ: в, г.
2. Найдите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме.
б) Представляете ли вы себе скверный южный городишко?
в) Радостное праздничное лучезарное настроение распирало.
г) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мёртвую дымку.
Ответ: в.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Был жаркий, томительный день.
б) Солнце прорвалось сквозь низкое, декабрьское небо.
в) Таинственная, колдовская сила омута почему-то манила меня.
г) Это был старый, дремучий бор.
Ответ: б.
IV. Домашнее задание: § 42, упр. 245; подготовить сообщение о словах поликлиника, витрина.