Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Синтаксис и морфология - Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Урок 96. Синтаксис и морфология (§ 73)
Цели урока: повторить материал о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, о взаимосвязи синтаксиса и морфологии, совершенствовать умения производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения.
I. Анализ диктанта. Работа над ошибками.
II. Фронтальный опрос.
— Назовите разделы науки о языке.
— Что изучает синтаксис?
— Что изучает морфология?
— Почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики — грамматике?
Рекомендации учителю: на 4-й и 5-й вопросы учащиеся отвечают, пользуясь материалом упр. 434.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 435 графически указывают члены предложения, над ними надписывают способ морфологического выражения.
2. Творческая работа по упр. 436.
Тестовые задания
1. Укажите ответы, в которых верно определены грамматические признаки выделенных слов.
а) крича друг другу — наречие
б) идти впереди колонны — предлог
в) сделать побольше — наречие в сравнительной степени
г) летучий газ — причастие
д) в продолжение лета — имя существительное
Ответ: б, в.
2. Найдите неверные утверждения.
а) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.
б) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.
в) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.
г) Деепричастия имеют признаки глагола и наречия.
д) Сочинительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.
Ответ: а, д.
3. Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным.
а) Берег быстро темнел, становился голубым, лиловым.
б) Как своей тревогой милому помочь?
в) Сколько прелести есть в человеческих лицах!
г) Смелый к победе стремится.
Ответ: в.
4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.
а) Отъезжающие вошли в вагон.
б) Бывалые и старые поучали молодых.
в) Несколько провожающих стояли у вагона.
г) Встречающие, пройдите на второй путь.
Ответ: а.
5. Найдите предложение, в котором выделенное слово может играть роль двух разных членов.
а) Всех взволновала мысль о поездке.
б) Завтра будет не похоже на сегодня.
в) Ветер был встречный.
г) Утро вечера мудренее.
Ответ: а.
IV. Домашнее задание: составить предложения со следующими словами (три, тройка, трое, тройной, втроём, утроить, трижды); сделать синтаксический разбор одного предложения.