Развитие речи. Рассуждение - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Развитие речи. Рассуждение - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: познакомить с рассуждением как типом речи; формировать умения создавать письменное рассуждение, определять основную мысль рассуждения; развивать речь; обогащать словарный запас.

Планируемые результаты: знание типов речи, составляющих рассуждения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать письменные рассуждения, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Выполните фонетический и морфологический разбор слова фальшь. Подберите однокоренные слова.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 200, 204 — чтение и обсуждение составленных и выписанных предложений.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о типах речи и их признаках

— Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)

— Назовите характерные признаки типов речи. (Примерный ответ. Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (люди, предметы, явления). Повествование описывает события в определённой последовательности, показывает мир в действии, в развитии. Рассуждение утверждает или отрицает какое- либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.)

2. Слово учителя

Для рассуждения характерно развитие мысли, приводящее к определённым выводам. Это развитие проходит три этапа: 1) тезис (высказывание какой-либо мысли); 2) доказательство или опровержение этой мысли с помощью определённых доводов, аргументов; 3) вывод, который из этого следует. Рассуждение может быть коротким, а может быть весьма пространным.

Попробуем применить эти знания.

3. Построение рассуждений

(Работа в группах с последующим обсуждением.)

— Подберите доводы к тезисам.

1) Речь красна слушанием. (Пословица) (Примерный ответ. В пословице так говорится, потому что народ давно заметил, как важно, чтобы тебя услышали, поняли. Если человек говорит красиво, правильно, но так, что его речь не воспринимают, в ней не будет смысла. Надо, чтобы говорящий и слушающий были внимательны друг к другу, тогда цель речи будет достигнута.)

2) Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения. (Д. Лихачёв) (Примерный ответ. Действительно, по речи человека можно судить о его интеллекте, уме, культуре. В речи проявляются характер человека, его настроение, отношение к людям. Поэтому важно воспитывать в себе умение говорить не только красиво и правильно, но и доходчиво, убедительно, так, чтобы слушающий понимал, что его уважают и считаются с его мнением.)

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 206 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.

2. Упр. 208 — обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 210 — обсуждение заданий, самостоятельное выполнение с последующей проверкой, пунктуационный разбор предложения.

VI. Подведение итогов урока

— Что называется рассуждением?

— Как строится рассуждение?

Домашнее задание

Упр. 207, 209 (по выбору), 211 (подготовиться к диктанту).






Для любых предложений по сайту: [email protected]