Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения; вырабатывать умения находить уточняющие члены в предложении, выразительно читать такие предложения, правильно ставить знаки препинания в них; развивать речь; воспитывать культуру письма.
Планируемые результаты: понимание роли уточняющих членов; умения интонационно и на письме выделять обособленные уточняющие члены предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение составленных предложений.)
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи выделяются интонацией.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений, материала для самостоятельных наблюдений и правил (с. 181—183).)
3. Слово учителя
Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо и т. д. часто обособляются. Но обособления может и не быть. Чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие. Сравним:
Кроме меня в классе на перемене оставалось ещё несколько человек.
То есть был я и ещё несколько человек. (Включение остальных действующих лиц, запятая необязательна.)
Кроме меня, в классе никого не было.
То есть был только я. (Исключение остальных действующих лиц, запятая желательна.)
Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте являются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 323 — устное выполнение.
2. Упр. 324 — выразительное чтение, комментированное письмо.
3. Упр. 325 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
V. Подведение итогов урока
— Для чего служат в предложении уточняющие члены?
— Какие члены предложения бывают уточняющими?
— Какое место в предложении занимает уточняющий член?
— Какие союзы могут присоединять уточняющие члены к уточняемым?
Домашнее задание
1. § 52.
2. Упр. 326.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Распределительный диктант
— Запишите существительные в три столбика в зависимости от склонения.
Шампунь, ходьба, сельдь, Суздаль, юноша, сабля, удаль, помощь, судья, задира, май, тюль, чушь, реванш, неприязнь, зодчество, пьеса, корысть, иней, галерея, акварель.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 326 — проверка по цепочке, морфемный разбор на доске.)
IV. Работа по теме урока
Слово учителя
В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла.
В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и её маленький братишка.
Сколько человек сидело в лодке? Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит, всего в лодке три человека. Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — ещё один человек, разместившийся в лодке, т. е. всего четыре человека. Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двойное толкование.
Снег лежал высоко в горах.
Снег лежал высоко, в горах.
Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится. Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования. Рассмотрим примеры и сравним роль союза или.
Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой.
В марте ещё можно перебраться через речку на лыжах или санях.
В первом предложении уточняющий член присоединён к уточняемому с помощью поясняющего союза или. Этот союз в данном случае имеет значение “то есть”, в высказывании даётся два наименования одного и того же понятия. Поясняющий союз или нельзя путать с разделительным союзом или (второе предложение).
В случае разделительного союза сообщается о каком-либо выборе, с помощью поясняющего конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идёт.
V. Закрепление изученного материала
1. Предупредительный диктант
География, или “землеописание”, как её называли ранее, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Это одна из наиболее старых областей знания в истории человечества. Обнаруженные учёными древние изображения картографического характера отдельных небольших территорий Земли относятся ко второму и даже третьему тысячелетию до нашей эры, т. е. насчитывают около четырёх-пяти тысяч лет.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 327 — комментированное письмо.
2. Упр. 328 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение, морфологический разбор на доске.
3. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 185).
— Составьте с этими словами словосочетания.
VI. Подведение итогов урока
— Какие обстоятельства чаще всего употребляются в качестве уточняющих членов предложения?
— В чём особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая и т. д.?
— Какие роли в предложении может исполнять союз или?
— Могут ли уточняющие дополнения и уточняемые слова быть разными членами предложения?
Домашнее задание
1. § 52.
2. Упр. 329.