Уроки Русского языка в 9 классе
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: формирование умений: 1) находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными; 4) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
I. Лексико-орфографическая работа.
Запись в ученический словарь слов из рамочек учебника.
Комментарий, комментатор, популярный.
Запись в тетради.
Комментарий — объяснение, толкование какого-нибудь текста; рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо.
— Подберите синонимы к слову популярный; составьте (устно) с данными словами предложения.
II. Анализ предложений.
На доске записаны предложения. Учащиеся должны расставить в них знаки препинания.
1) «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
— Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчиненным. Запишите, подчеркните грамматические основы. Начертите его схему. («Слово о полку Игореве» — уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.)
Целесообразно с первых же уроков изучения темы обращать внимание на постановку вопроса к придаточному предложению, что способствует, как показывает практика, уже на этом этапе более успешному формированию умения различать виды придаточных предложений.
2) Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова...» призывает к сплочению всех русских князей.
— Составьте схему предложения. Замените его (устно) сложноподчиненным с придаточным, отвечающим на вопросы почем у? по какой причине?
Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они различаются? (Оба сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равнозначны; во втором нет.)
3) Когда княжеские распри доходили до кровопролитных войн кочующие племена половцев особенно часто совершали набеги на русские земли.
— Составьте схему предложения.
4) Несмотря на трагические события описанные в «Слове...», оно оптимистично потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.
5) Автор «Слова...» обращаясь к князьям от которых зависела судьба Руси призывал их к объединению.
— Каким членом предложения является относительное местоимение от которых?
Внимание обращается на то, что при синтаксическом разборе предложений с союзным словом который учащиеся чаще всего обозначают его как определение. Избежать этой ошибки помогает следующий прием: школьники подчеркивают грамматическую основу придаточного предложения, затем обозначают слово (словосочетание), к которому оно относится. Над относительным местоимением пишется (или записывается рядом в скобках) это слово в том падеже, в котором стоит относительное местоимение2.
Вопросы классу:
— По каким признакам можно определить, что предложение сложноподчиненное?
— Каковы средства связи придаточных с главным?
III. Конструирование предложений, составление их схем.
Записать предложение Солнце появляется из-за горизонта...
I вариант вставив обособленный оборот после союза и, связывающего однородные члены |
II вариант вставив обособленный оборот после союза и, связывающего простые предложения |
III вариант употребив его в качестве придаточного с любым из слов когда, если, потому что |
Домашнее задание: ознакомиться с теоретическим материалом на с. 37; упр. 78 (устно), 79 (письменно).
1 Дополнительный материал к теме учитель найдет в пособии: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 кл. Ч. 2.— М., 2004.
2 См.: Целикова М. Предупреждение ошибок при разборе сложных предложений с союзным словом который // Рус. яз. в школе.— 1998.— № 1.