Уроки Русского языка в 9 классе
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель урока: формирование умений: 1) определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении; средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по карточке.
Карточка
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, союзы, союзные слова. Определите, какими членами предложения являются союзные слова, вид придаточных. Расставьте знаки препинания.
1) Поздней осенью я попал на озеро ... называют Изме(н, нь)чивым. 2) Наступило время ... синиц.. ст..раю(т, ть)ся посели(т, ть)ся (по)ближе к человеческому жилью. 3) (Ни, не)когда (не, ни) в одной из литератур мира (не, ни) бывало примера ... один великий поэт подхв..тил знамя поэзии вып..вшее из рук другого. (Л. Андреев.)
III. Орфографическая работа.
Мошенник, гостиница, низкопоклонник, бессловесный, старинные предания.
IV. Запись предложения с объяснением орфограмм, постановки знаков препинания; составление схемы.
По-моему, историк должен выступать как бесстрастный ученый, который объективно свидетельствует о происшедшем в действительности .
— Подберите синонимы к словам бесстрастный, свидетельствовать.
— С помощью чего выражено личностное отношение к высказанной в предложении мысли? (С помощью вводного слова.)
V. Учитель сообщает учащимся, что для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению и т. д. часто используются сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
— Подберите и запишите ряд однокоренных к слову ясно (объяснить, разъяснить, пояснить и пр.).
Под руководством учителя учащиеся записывают предложения, выделяют в них главные и придаточные, определяют вопросы, на которые отвечают придаточные, средства связи их с главным, находят (если они есть) указательные слова в главном предложении. В процессе записи и анализа предложений внимание учащихся обращается на то, что придаточные изъяснительные относятся к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения и пр.
1) Аристотель утверждал, что «историк и поэт различаются тем, что первый говорит о происшедшем, второй же о том, что может произойти». (Употреблен глагол речи.) 2) Я без волнения не могу видеть, как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе. (И. Тургенев в письме к П. Виардо (чувство); в главном предложении дается оценка того, о чем говорится в придаточном.) 3) В Чацком Пушкина удивляло то, что он «мечет бисер» перед такими людьми, как Репетилов (чувство). 4) Иван Петрович расспрашивал детей, не устали ли они в дороге. 5) Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка, часто спрашивает русских путешественников, как называются разные вещи по-русски, и записывает. (А. Майков.) 6) Откуда он родом, сказать трудно, какую жизнь он вел до сих пор, тоже отгадать трудно. (А. Майков.) 7) Софья, характеризуя Чацкого, говорит, что «он в друзьях особенно счастлив».
VI. Творческая работа.
— Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение о героях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», их поступках, поведении и т. д.
Я убежден... Я считаю... Я согласен с тем... Могу с уверенностью сказать... Мне кажется... Меня привлекает (интересна) мысль (высказывание) о том...
VII. Учащимся предлагается самостоятельно познакомиться с материалом § 11 и составить его план.
— расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным.
Домашнее задание: § 11; упр. 113, 117.